Реклама

Краткий ликбез по экономике для Президента

Вместо эпиграфа:

Власти и нефтяные компании должны более оперативно реагировать на ситуацию с ценами на топливо, заявил Владимир Путин на совещании с правительством.
«Будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают. С компаниями надо плотнее работать, чтобы они тоже свою ответственность понимали», — подчеркнул президент.

Хоть с момента развала СССР прошло уже тридцать с лихуем лет, но в головах у некоторых личностей всё ещё бродит мысль о возвращении плановой экономики и государственном регулировании цен. Хотя нежизнеспособность ленинской модели экономики была очевидна ещё современникам Ульянова-Ленина и история наглядно это доказала. Очевидно, что урок не пошёл впрок. И это было бы ещё половиной беды, если бы во главе страны не стоял человек, не понимающий элементарных основ экономики. Вспомните хотя бы его откровения о том, как выгоден России дешёвый рубль. «Продали на один рубль (имелся в виду доллар, а получили семьдесят». Опять же, это не было бы проблемой, если бы Великий Экономист так со своим личным бюджетом управлялся. Увы нам всем…

Сразу хочу оговорить: я не экономист и не претендую на истину в последней инстанции. Но в далёком 1985-м году в питерской «Искорке» печатали цикл «Рассказы об экономике», который я худо-бедно осилил. Конечно, эти рассказы не дают основания считать себя экономистом, но начальные знания (пусть и с сильным налётом социалистической чуши) они дали. Позже основные принципы экономики пришлось изучать уже на собственном опыте.

(с) Рисунок Виктора Богорада.

Начнём с того, насколько выгоден России (читай: нам с вами) дешёвый рубль. В марксистко-ленинской экономике не было понятия «покупательская способность рубля». Мы, кто жили в семидесятых-восьмидесятых, были твёрдо уверены, что буханка столового хлеба всегда будет стоить 16 копеек. Мы же не знали, что себестоимость той самой буханки приближалась к рублю, а разницу в цене компенсировало государство. То есть, покупая в булочной хлеб, мы вместо прибыли приносили прямой ущерб родному государству. Убытки, которые приносил бюджету внутренний рынок, компенсировались продажами на внешнем. Нефть, газ, драгоценные и редкоземельные металлы, алмазы — всё это мы проедали в самом прямом смысле этого слова. Естественно, что долго так продолжаться не могло, рано или поздно убыточное предприятие под названием СССР должно было обанкротиться. Что и произошло. Толчком к этому стало вторжение в Афганистан, введённые против Союза санкции и падение цен на нефть и газ. Приток валюты резко уменьшился, рубль реально обесценился. Хотя в газете «Известия» продолжали писать, что американский доллар стоит 60 копеек, у валютчиков за один зелёный давали четыре деревянных. Официально купить валюту советский гражданин не мог, валютные операции преследовались по закону.

Падение валютных доходов и ослабление местной валюты в любой другой стране должно было привести к росту цен на товары. Но в СССР цены устанавливало государство. Предложение отпустить цены было категорически отвергнуто, поскольку это резко ухудшило бы уровень жизни большей части населения Советского Союза. Вряд ли бы кто-то смог бы покупать хлеб по цене два рубля за буханку при средней зарплате в 125 рублей. В ответ производители отказались продавать товар по государственным расценкам. Что-то через перекупщиков шло на рынки, что-то продавали кооператорам, что-то попросту гноили — в сети можно найти репортажи Невзорова о свалках продуктов под Ленинградом. Это стало причиной тотального дефицита и введения талонов на ряд товаров. Попытки скрестить ленинскую и рыночную экономики результата не дали. Конец агонии положил августовский путч 1991-го года с последующим развалом СССР.

Возвращаемся к нашим нынешним делам. В далёком 2014-м году я писал:

Когда нефть стоила 111 долларов за баррель, за один зеленый давали в среднем 33 рубля. Умножаем:
111*33=3663,00
Сегодня нефть шла по 73 (сейчас еще ниже), а доллар стоит 49 с хвостиком. Умножаем:
73*49=3577,00
Можно посчитать и с теми цифрами, что он сам называет:
111*32=3552,00
73*45=3285,00

Делать расчёты с нынешними ценами нет смысла, поскольку львиная доля нефти и газа продаётся через посредников по ценам, в разы ниже рыночных.

Кто-то скажет: да и хрен бы с ним! Не фиг гнать топливо за бугор, пусть здесь продают. Ведь чем больше бензина на внутреннем рынке, тем он должен стоить дешевле, согласно азам рыночной экономики!

Это было бы верно, если бы не одно «но»: производитель товара заинтересован в прибыли. И дело тут не в элементарной жадности капиталистов, как любят утверждать приверженцы Маркса-Ленина. Если бы Путин прочитал хотя бы «Рассказы об экономике». то он бы знал, что стоимость любого товара складывается из стоимости сырья, стоимости работы и стоимости производства. Сырьё = материалы, из которых производится товар. Работа = зарплата рабочим. Производство = производственные затраты, включая оплату энергии, покупку инструментов и так далее. Сложив эти затраты мы получим СЕБЕСТОИМОСТЬ товара. Для примера:

вы купили одно яблоко за 20 копеек, сто грамм сахарного песка за 10 копеек и сварили один литр яблочного компота. Подсчитав свои затраты на продукты, газ, воду и свет и прибавив потраченное на работу время, вы получили сумму 1 (Один) рубль. За сколько вы продадите ваш компот? За один рубль? Допустим, что вы так и поступили. Вы можете снова купить яблоко и сахар, повторить весь цикл работ и снова продать свой компот за рубль. Сколько бы вы ни проделывали эту производственно-торговую операцию, у вас всегда будет нулевая прибыль. Это если к вам не придёт налоговая и не потребует оплатить налог с продаж, взнос в Пенсионный фонд и медицинскую страховку. А у вас денег нет. То есть, в стоимость литра компота нужно вложить ещё и налоги. Но и это ещё не всё. В какой-то момент ваша любимая кастрюлька дала течь и вам нужно покупать новую посуду. А денег опять нет. Наконец, вам надоело варить компот в мизерных количествах, к тому же покупателей становится всё больше. И вам нужно покупать больше яблок, больше сахара, нужно купить большую кастрюлю — вам нужно развивать производство. А денег на это нет, потому что у вас нет прибыли.

Примечание: в конце восьмидесятых наиболее рьяные борцуны со спекулянтами заявляли, что в СССР товары должны продаваться по себестоимости. И у этого идиотизма были свои приверженцы. Мой друг Славка был одним из них. Помню, как он красочно расписывал преимущества такого ценообразования. Правда, был и недостаток — себестоимость бутылки водки тогда была копеек шестьдесят, если не ошибаюсь. Если бы вдруг ЦК принял такой указ, то на следующий день вся страна спилась бы…

Второй вариант: вы не идиот, вы почитали книжки по экономике, посмотрели в Интернете курсы для начинающих миллионеров и с калькулятором прикинули, сколько должен стоить литр вашего компота, чтобы и покупатель был доволен, и вам денежка на счёт регулярно капала. Вы всё грамотно сделали, ваше производство разрастается и компот льётся рекой. Но вот настал момент, когда на складах стали копиться излишки нераспроданного компота. Вы так увлеклись производством, что не подумали о том, что количество покупателей в вашем населённом пункте ограничено. Люди просто физически не могут выпить столько компота. Началось ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО товара. И перед вами встаёт вопрос: а дальше что?

Самый логичный ответ: расширять зону продаж. Везти компот в соседнее село, открыть продажи через Интернет и так далее. Но тут засада — правитель вашего села перессорился с соседями и вашему компоту дорога на внешний рынок закрыта. Продолжать производить компот в тех же количествах нельзя, поскольку срок хранения компота ограничен. Да и склады не резиновые. Значит, надо сокращать объём выпускаемой продукции. Что неизбежно приведёт к падению доходов при сохранении уровня расходов на производство. Чтобы не работать в убыток и сохранить производство (читай — рабочие места), вы вынуждены поднимать цены.

Но тут приходит Великий Экономист и требует снизить цены до прежнего уровня или даже ниже. Ему не приходит в голову отменить Специальную Всемнахамительную Операцию попросить у соседей прощения и открыть границы. Он просто приказывает снизить цены. Фактически ставя вас перед выбором — закрыть производство прямо сейчас или ещё какое-то время поработать себе в убыток.

В случае с топливными компаниями ситуация ровно такая же, за одним исключением: бензин и соляра не портятся. Заполнив хранилища под завязку, они могут приостановить производство (читай: перестать закупать нефть) и держать искусственный дефицит сколь угодно, пока Путин не отменит свой указ о запрете продавать топливо на Запад.

Конечно, всё выше сказанное лишь сильно утрированное описание работы рыночной экономики. Потому что кроме себестоимости у товара есть ещё стоимость РЫНОЧНАЯ. Попросту говоря, чем больше востребован товар, тем он дороже. И дело не обязательно в дефиците. Вспомните Незнайку: когда он с Кнопочкой и Пёстреньким приехал в Солнечный город, жители пришли в восторг от жёлтых штанов Незнайки. Местные модельеры тут же скопировали фасон, ткацкая промышленность наладила выпуск ткани нужной расцветки, а швейные фабрики начали шить модные штаны. Будь это на Луне, то лунные коротышки тут же взвинтили бы цены на ходовой товар. Как это сейчас происходит с новыми моделями iPhone. Но вот в городе появились ветрогоны и в моду вошли полосатые штаны. Ставшие немодными жёлтые брюки продаются за бесценок или идут в переработку. Но за счёт рыночной цены предприятие получило свою прибыль и может спокойно переводить производство на новый модный товар.

Возможно ли это при плановой экономике? Однозначно нет. Пока бюрократическая машина раскачается, пока согласуют фасон брюк, пока утрясут бюджет и решат, сколько пар штанов нужно будет выпустить… Когда, наконец, в магазины поступят жёлтые штаны, из моды выйдут не только они, но и ветрогонские полосатые. Производитель вместо прибыли получит прямой убыток, а магазины вместо ходового товара — неликвид.

(с) 2023, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковская карта (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковская карта (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки: ,

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru