Реклама

Вера

(2023) Киностудия им. М. Горького (Россия)

Драма, экранизация, 110 мин.

Режиссер – Ира Волкова.

Сценарий – Ярослава Пулинович.

В ролях: Виктория Толстоганова, Ольга Сутулова, Алексей Розин, Тимофей Тимков, Полина Меркурьева, Наталья Бочкарёва, Евгения Громова, Иоанн Кочкин, Мария Мекле, Елена Нестерова и другие.

«Я же говорил…»
Итог Дона Альда

«Как вы жили без Интернета?»
Недоумение кошки Дарёны

«Киностудия имени Горького затеялась снимать новую версию фильма «Вам и не снилось», сценарист картины — девица, родившаяся в 1987-м году. Я охотно верю, что Ярослава Пулинович приложит все силы, чтобы побольше узнать о семидесятых годах (по затее авторов фильма действие должно происходить в 1979-м году). Но знания не заменят опыта.» (с) Отсюда.

Процитированный выше абзац написан ровно четыре года назад. Честно скажу: я очень надеялся, что в итоге проект заглохнет. Но в сентябре фильм «Вера» всё же выпустили в прокат. Я эту новость прочитал и благополучно забыл, не до того было. А тут перелистывал старые записи и решил всё же глянуть, что там Ярослава написала и что в итоге получилось. Общий вывод: мой прогноз сбылся полностью.

Полностью пересказывать сюжет не вижу смысла — наверняка все видели фильм «Вам и не снилось», многие читали повесть Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Кстати! «Кинопоиск» упорно записывает в сценаристы писателей, которые умерли задолго до съёмок фильма: Ханс-Кристиан Андерсен угодил в число сценаристов «Огнива«, а сюда вписали Щербакову, которая умерла в 2010-м году.

Рано-рано поутру не петушок ту-ру-ру-ру, а водила грузовика надавил на клаксон, чтобы отпугнуть собак, сунувшихся под колёса. Вера смотрит на будильник — половина восьмого утра. И вот тут у меня первый же вопрос к сценаристу Пулинович: если вы консультировались с людьми старшего поколения, то неужели вам никто не рассказал, что грузотакси так рано не ездили? Даже если машину дали на родном предприятии или удалось сговориться со знакомым шофёром, то и в этом случае вряд ли Юлькина семья смогла бы приехать в свой новый дом так рано. Ну не ночью же они свои вещи загружали, правда? Сами посудите: если я ничего не путаю, Юлька до этого жила на другом конце Москвы, а это минут сорок на дорогу как минимум. Ну, пусть полчаса. То есть, выехать машина должна была не позднее семи часов. Значит, вещи выносили из старой квартиры и грузили в машину часов с шести. Ярослава, вы в своём вообще уме? Да соседи порвали бы всю Юлькину семью за грохот на лестнице. Ещё и милицию вызвали бы.

Ромка с мамой Верой отправляется покупать себе школьную форму. Девятый класс, на вешалках магазина сплошные курточки с погончиками и алюминиевыми пуговицами. Спору нет, в старших классах носили и такую форму. Но большинство предпочитало уже новую форму — стильные пиджаки смотрелись гораздо солиднее. В Википедии пишут, что такая форма появилась лишь во второй половине восьмидесятых, но это справедливо для девочек. Пацаны носили пиджаки с конца семидесятых:

Кадр из фильма «Вам и не снилось», 1980-й год.

Продавщица приносит Ромке комплект формы, тот меряет и говорит, что брюки малы. Продавщица отвечает, что сейчас подберёт другие штаны. Нормальная вполне сцена, но только для нынешних времён. Что здесь не так?

Во-первых, в зале мало народу. Перед началом учебного года открывались школьные базары, где продавали тетрадки, ручки, портфели и школьную форму. Чтобы купить форму, нужно было предъявить приглашение, которые выдавали в школе:

Штука в том, что данное приглашение было действительно только для указанного в нём универмага. Когда мы жили на улице Бела Куна, нам выдали приглашение в Гостиный двор. Если плохо представляете насколько это далеко, карту Петербурга откройте и посмотрите, потом помножьте на 1978-й год. Ни метро поблизости, ни маршруток. Два часа в одну сторону. Это так, штрихи. Поскольку у большинства лишних денег в запасе не было, то за формой ехали после двадцатого августа. Как аванс получили, так и поехали. Немудрено, что последние дни августа в универмагах был сплошной дурдом и давка. И, конечно, никакой продавец не будет бегать и подбирать покупателю форму. У дитяти есть мама, вот она пусть и бегает.

Далее. Я уже рассказывал, что с подбором формы у меня постоянно были проблемы. Если брали в точности с моим ростом, то куртка была в пору, а брюки постоянно оказывались короче. Но заменить штаны на более длинные было нельзя категорически, продавцы за этим следили зорко. И просить найти другие брюки было бесполезно — это вам не ателье! Не нравится — идите и шейте форму на заказ! Поэтому мы брали форму на вырост.

Ромка получил новые штаны и идёт покупать какую-то тряпку. Полотенце, покрывало — не знаю, не рассматривал. Там интереснее другое: Ромка просто высыпает горсть мелочи на прилавок перед продавщицей. Тут уже вопрос к Ире Волковой… (Сорок семь лет тётке, всё ещё Ира?) Так вот, Ира: ты ведь родилась в 1977-м году, хоть поздний СССР, но застала. Неужели ты ни разу не покупала что-либо в магазинах? Практически везде схема покупки была одна: ты идёшь на кассу, пробиваешь чек и с чеком идёшь получать товар. Но кассы в кадре нигде нет. Отдельный штрих: продавец сгребает мелочь, не считая. Итого: вся сцена в универмаге — сплошной ляп.

Наступает первое сентября, линейка в школе. Если вы смотрели фильм, то вас ничего не смутило? У меня за плечами три школы и масса линеек, так что есть с чем сравнить. На экране крошечный спортзал — почему? На улице чудесная погода, зачем загонять людей в эту тесноту? Тридцать классов, в каждом по 25 человек или больше. Как они вообще в этот зал уместиться должны были? Плюс учителя, родители. Опять же, в кадре народу почти нет. На массовку денег не хватило? Директриса вещает в микрофон, рядом мощная колонка, за спиной микшерский пульт. На кой хрен вся эта техника нужна в таком маленьком зале? В спортзалах обычно акустика шикарная, там без звукоусиливающей аппаратуры можно говорить. Что у нас и было, к слову. Даже на улице директор без микрофона обходился, в колонках только музыка звучала. Это раз. Второе: директор отговорила, звучит первый звонок, первоклашка бежит по залу. Не нашли десятиклассника, который понёс бы девочку? Это же традиция с советских времён — крепкий десятиклассник сажает себе на плечи девочку-первоклашку и они идут по двору школы или спортивному залу.

После школы Ромка с дружком-одноклассником закатывается в кафе «Юность». Отстояв небольшую очередь, заказывают: «Два бутерброда и два какао». Забирают тарелки с бутербродами и стаканы с жидкостью, больше напоминающей бочковой кофе. И УХОДЯТ ЗА СТОЛИК, НЕ ЗАПЛАТИВ. Более того: в кадре опять нет кассы. Надо объяснять, что ничего подобного в реальной жизни не было и быть не могло? И ещё момент: когда показывают прилавок, отчётливо видно, что в продаже два вида бутербродов — с сыром и с сервелатом. Но буфетчица даже не спрашивает, какие именно бутерброды мальчишки хотят.

Пропущу кучу сцен, которых не было ни в книге, ни в советской экранизации. Фантазии госпожи Пулинович лично мне неинтересны, за исключением одной: сцена дома у Юльки. Накрыт стол, Юлька достаёт бутылку рома… Когда Вера прибегает к Юлькиной квартире и заглядывает в незапертую входную дверь (???), она видит слегка задрапированных Романа и Юльку. Их вид не оставляет никаких сомнений — между ними уже всё было. И у меня один вопрос к Пулинович: за-чем? Весь сюжет и книги, и фильма построен на том, что это первая, чистая любовь. И что она прервалась, так и не дойдя до стадии физической близости. этом весь драматизм истории. Я читал первый вариант повести — тот, где Ромка погибает. Это уже в фильме смягчили финал, а потом и повесть переделали, изменив название. Но суть остаётся прежней: любовь Романа и Юльки платоническая, возвышенная, романтическая. Но госпожа Пулинович девушка практичная, она затаскивает героев в постель.

Финал взят из первой редакции повести, Ромка погибает. Но акцент сделан на Вере: в своём стремлении уберечь сына, она теряет всю семью. Решение не особо оригинальное, более того — Толстоганова уже играла похожий сценарий. В фильме «Палач» из цикла про майора Черкасова, Тонька-пулемётчица так хотела сохранить семью, что убила несколько человек. Честно говоря, когда я смотрел «Веру», у меня возникало ощущение, что вот сейчас возникнет ретроспектива из времён Великой отечественной и Вера-Тонька начнёт расстреливать людей из пулемёта. Зачем было сделано это «новое прочтение»? Не знаю. Фильм не оставляет ровно никаких эмоций. Если на просмотре советской экранизации зрители рыдали в голос, хотя там финал всё же счастливый, то здесь сцена гибели Ромки не трогает совершенно. Нет жалости к Юльке, потерявшей любимого Ромку. Вера тоже не вызывает каких-то чувств. По идее хотя бы презрение должно быть, но нет. Пусто-пусто.

Итого: крайне слабая и откровенно халтурная попытка состричь бабла на ностальгии по старым советским фильмам. Неудивительно, что картина с треском провалилась в прокате.

(с) 2024, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Банковскую карту (Т-банк) — 2200701315902566 (по группам 2200 7013 1590 2566)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055

Ваша оценка публикации:

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Метки: ,

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Реклама
Сверим часы

E-mail автора: don-ald@don-ald.ru

Купить книги С. Уткина

Реклама
Самые популярные
Мои страницы

Архивы
Реклама
Zenon Logo

© 2012-2024 Сергей "Don-Ald" Уткин

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит Сергею Уткину и охраняется четвертой частью Гражданского кодекса. Любые перепечатки в офлайновых изданиях без согласования с автором категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.don-ald.ru