Эрзац-восьмидесятые
В ожидании футбола краем глаза зацепил кусочек широко разрекламированного сериала «Восьмидесятые». Насколько я понял, сюжет серии строился вокруг коммунистического субботника, с которого пара молодых слиняла в ленинский уголок. Естественно, парень с симпатичной девахой искали пустую комнату совсем не для того, чтобы читать «Манифест Коммунистической партии». В итоге молодые горячие умудрились расколотить бюст вождя пролетариата, но грешные души спасла девица-комсорг, у которой в шкафу оказался квартет запасных ильичей. Видать, не первый раз там норовили потрахаться…
Я бы название этого сериала даже не вспомнил бы, если бы не один нюанс: режиссером сего киноговна является Федор Стуков. Ну да, тот самый Федя Стуков, который в тех самых восьмидесятых активно снимался в «Ералаше», а потом и в кино засветился не раз. Это я к тому, что Феденька по возрасту мой ровесник и те времена должен хорошо помнить. Однако даже в увиденном кусочке такое количество вранья, что я всерьез опасаюсь — не склероз ли у Феденьки? Если, конечно, авторы фильма не врали сознательно.
Начнем с того, что весь молодежный сленг современный. «Стопудово» — это из лихих девяностых пришло, от «братков» осталось.
Далее. Длинная скамейка запасных вождей — это из ненаучной фантастики. Во-первых, такой бюстик, как в кадре, стоил порядка четвертака. Путем нехитрых математических действий выясняем, что деваха-комсорг выложила кровную сотню. Допустим, ее папа партийный бонза и денег в доме как грязи (чего ж она тогда у подруги французские духи выклянчивает?). Но какой смысл платить из своего кармана за номенклатурного Ильича, который благополучно висит на балансе организации? Это я вам как материально ответственное лицо тех времен заявляю: разбитый бюст элементарно списывался по акту комиссии, вместо него получали новый.
Так что вся эта эпопея с запасными бюстами — бред сивой кобылы. Равно как и предложение комсорга похоронить осколки. «Это же Ленин!» Во второй половине восьмидесятых (в серии упоминается авария на Чернобыльской АЭС) таких религиозно фанатеющих по Ленину среди молодежи не было. В этом плане весьма показателен фильм Сергея Снежкина «ЧП районного масштаба«, если кто не смотрел — настоятельно рекомендую.
Так что ни хрена это не восьмидесятые. Очередной миф для сопливых малолеток, которые совка не нюхали, зато с пеной у рта доказывают как хорошо тогда жилось. Впрочем, ежели нам всем крупно не повезет, то эти сопляки еще хлебнут совка совковой лопатой.
Ваша оценка публикации:
Метки: back in ussr, кино
Это ж не исторический сериал, а комедийный ситком, пэтому и линия с запасными ленинскими бюстами оправдана.
В середине 80-х и у нас на Урале выражение «сто пудов» бытовало.
Этот дебилизм подается под лозунгом «Мы так жили». То есть, с некоторой претензией если не на историчность, то на правдивость.
Но правдивости там меньше, чем в рассказах барона Мюнхгаузена.
Я смотрела этот сериал как-то — весь первый сезон. Там много ляпов — в универовской столовке стоит икеевская мебель, на дверях явно современные доводчики, ярко-белая новая ручка как-то глаза резанула… Такие тонкости, как вы пишете, я, конечно, не различаю. Но в целом — миленько, по-моему. Что касается ностальжи. так у сериала и слоган — «Как хорошо мы плохо жили».
Это вранье, а не ностальжи. А вранье миленьким быть не может по определению.
Но это же не документальный фильм!
И что? Это дает право врать? Только не надо ссылаться на художественный вымысел — вранье к искусству отношения не имеет.
Это не вымысел — это небрежность к деталям. Из этой же серии — я прочитала книгу по истории женского костюма и стала понимать, что во множестве детских фильмов и книг принцессы одеты с бору по сосенке — платье из одной эпохи, головной убор из другой, украшения из третьей… Делает ли это фильм/мультик хуже? Наверное, делает. Но сказать, что в целом из-за несоблюдения исторической точности медиа-продукт плох — не согласна.
Дело не только в небрежности к деталям. «Восьмидесятые» — это тупой перенос современной молодежи в декорации советского периода. Впрочем, это отличительная черта всех квази-исторических сериалов отечественного телевидения. Взять хоть «Чкалова»…
Дело в том, что вся атмосфера, окружающая персонажей, не имеет ничего общего с реальными восьмидесятыми. Впрочем, если вы не застали того времени, то нужно очень долго объяснять.
Я родилась в 1980-м, так что, ессно, воспоминания искаженные. Разницу реальной и переданной атмосферы уловить не могу.
Про психологию героев — было бы интересно, если бы вы об этом написали. Мне казалось, что они чересур раскованные для восьмидесятых, но в данной ситуации я необъективна.
Не буду писать. Для этого нужно смотреть «Восьмидесятые» не краем глаза и не одну серию. Я честно попытался — скачал с торрента и запустил первую серию. Терпения хватило до фразы «доллар стоил 60 копеек», дальше стал перематывать. На сцене перекидывания кресла через забор мебельной фабрики выключил плеер и стер эту херню.
Извините, но другого эпитета сериал не заслуживает.
«Стопудово» мы с друзьями во дворе употребляли ещё в середине 80-х.
У меня вторая половина восьмидесятых сезон открытий — новая школа, ПТУ, завод, вечерняя школа… Это не считая военкомата и «взрослых» больниц. И ни разу не слышал такого.
Вот с девяностых, с нашествия малиновых пиджаков и спортивных костюмов — да, начало бить по ушам.
Я чуть помладше и из Москвы. Возможно, у нас его раньше начали употреблять. По крайней мере, мне это слово ухо никогда не резало…