Мини-АТС: цифра или аналог?
Статья написана специально для сайта Поиск-Подбор.Ру.
Любые перепечатки в офлайновых и публикации в онлайновых изданиях ЗАПРЕЩЕНЫ.
Вы твердо знаете, что для нормальной работы вашего офиса нужна мини-АТС, но перед вами громадный выбор: большие и маленькие, дорогие цифровые и дешевые аналоговые. Что лучше и нужна ли вам цифровая АТС? Попробуем разобраться.
Для того чтобы лучше и нагляднее представить разницу между аналоговыми и цифровыми автоматическими телефонными станциями, я предлагаю совершить небольшой экскурс по истории изобретения и развития телефонной связи.
Когда Александр Белл представил публике запатентованный им телефонный аппарат, в сети было всего два телефонных аппарата, соединенных парой проводов. Этого было вполне достаточно для демонстрации изобретения, но не для повседневной эксплуатации. Чтобы включить в сеть третий, четвертый и так далее телефон, требовалось коммутационное устройство. Попросту коммутатор. К счастью, такое устройство уже было изобретено и использовалось для коммутации телеграфных линий.
Из старых кинофильмов и еще более древних анекдотов мы знаем, как в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков совершался обычный телефонный звонок. Перед нами типичный телефонный аппарат тех времен.
Телефонный аппарат, начало XX века
Как видим, на телефонном аппарате нет ни устаревшего диска с дырочками, ни более привычных кнопок с циферками. Подняв трубку, звонящий крутил ручку, больше всего напоминавшую ручку допотопного граммофона. От вращения ручки срабатывал индуктор, и на коммутатор поступал сигнал вызова. На коммутаторе телефонистка видела, какой абонент ее вызывает, и принимала звонок:
— Коммутатор, слушаю вас!
— Алло, барышня, мне три-двенадцать, будьте любезны!
— Минуточку, соединяю.
Ничего не напоминает? Если вам доводилось звонить с почты по межгороду, заказывая разговор у телефонистки, то ситуация вам знакома. Но я отвлекся, вернемся в наш девятнадцатый век. Барышня на коммутаторе втыкала нужный штекер в нужное гнездо, соединяя двух абонентов, и отключалась от линии. По окончании разговора абонент снова крутил ручку индуктора, но уже затем, чтобы телефонистка разъединила линии.
Телефонистка у ручного коммутатора
Очевидно, что ручная коммутация линий обладала массой недостатков и напрямую зависела от работоспособности и квалификации телефонисток. Поэтому инженеры почти сразу задумались о том, как автоматизировать данный процесс. Первый ручной коммутатор на двадцать один номер был установлен в 1878 году. А уже в 1879 году американские инженеры изобрели автоматический коммутатор, который стал предшественником современных автоматических телефонных станций.
Но главным толчком к изобретению автоматической телефонной станции оказалась коррупция. Владелец похоронного бюро Алан Строуджер едва не разорился из-за телефонистки, которая все звонки в похоронную контору направляла конкурирующей фирме. В 1892 году компанией Strowger Automatic Telephone Exchange Company была запатентована первая декадно-шаговая автоматическая станция, а четыре года спустя был изобретен телефон с дисковым номеронабирателем. Изобретение Строуджера оказалось невероятно удачным. Возможно, я кого-то удивлю, но есть еще места, где декадно-шаговые АТС и дисковые телефоны работают по сей день. Автор статьи имел возможность видеть действующую декадно-шаговую АТС емкостью на двести номеров. Оборудование было сдано в эксплуатацию в 1951 году. И это еще не самая долгоживущая АТС!
Декадно-шаговая АТС
Вот, кстати, первый плюс аналоговых станций — надежность. Да, декадно-шаговые АТС являются первыми представителями аналоговых автоматических телефонных станций. При всей своей электрической начинке аналоговые АТС лишь выполняют функции телефонистки.
Давайте-ка вспомним, как совершался звонок году эдак в 1975-м. Вот вполне типичный телефон с дисковым номеронабирателем.
Телефон с дисковым номеронабирателем
Сняв трубку, абонент должен был услышать длинный гудок – сигнал АТС о готовности к работе. Вращая диск телефонного аппарата, мы приводили в действие индуктор, который посылал короткие импульсы в зависимости от набираемого номера. Чем больше цифра, тем больше импульсов. АТС принимала комбинацию импульсов и производила соединение. Принцип прост, как почтовый индекс: первые две или три цифры означают номер городской АТС, следующие две – номер секции, две последние – номер линии абонента. По вызову срабатывала система электромеханических реле, замыкалась электрическая сеть. Когда абонент клал трубку, цепь размыкалась.
Со временем громоздкие реле заменили более современными устройствами, на смену декадно-шаговым пришли координатные станции. Но принцип оставался прежним – АТС только соединяла (коммутировала) линии, никак не обрабатывая проходящие через нее электрические сигналы. Преобразование звуковых волн в электрические и обратно выполняли телефонные аппараты. Основным недостатком аналоговой системы стала потребность огромного количества соединительных линий.
Координатная АТС
Взгляните на ваш домашний телефон. Конечно, если у вас есть домашний телефон фиксированной связи. Если аккуратно разобрать телефонную розетку, то можно увидеть двужильный телефонный провод, на сленге именуемый «хлоркой» или «лапшой». Вполне вероятно, что вы знаете, как именно пролегает «хлорка» по вашей квартире и где находится телефонная коробка, в которую эта «лапша» заведена. И если вы залезали внутрь той коробки, то видели толстые туши кабелей, уходящих куда-то в подвал. Это самое наглядное доказательство неэффективности аналоговых АТС. На каждый телефонный аппарат нужна своя пара проводов. А если в доме двести квартир? А рядом еще четыре таких дома? Представили? Теперь вы понимаете, почему воришки цветных металлов так любят обрезать телефонные кабели.
Кабель медный 100 пар
Итак, с увеличением количества квартир к аналоговой АТС нужно тянуть как минимум такое же количество телефонных пар. А лучше больше, для резерва. Сюда же прибавьте провода для заводов и предприятий, школы, больницы, экстренные службы и всякие стратегические объекты, которым без телефона нельзя никак. Да на такую прорву абонентов никакой меди не напасешься! И это еще полбеды. Беда в том, что медные кабели очень толстые, а кабельная канализация не резиновая. Для справки: диаметр кабеля на картинке составляет от 33 до 37 миллиметров. Очень быстро выяснялось, что кабель для подключения новых домов попросту не влезает и нужно прокладывать новую трассу кабельной канализации.
Одной из первых попыток решить проблему соединительных линий стала АВУ, аппаратура высокочастного уплотнения. Жутко неудобная, нещадно обруганная система АВУ позволяла на одну пару подключить четыре телефонных номера. Но при этом система оставалась аналоговой и увеличить емкость не представлялось возможным.
На помощь пришла цифра. С развитием компьютерных технологий были предложены системы кодирования звукового сигнала в цифровые пакеты. Наиболее распространенный цифровой канал E1 (ISDN) позволяет по двум медным парам передавать до тридцати пакетов данных. А если десяток толстых медных кабелей заменить одним тонким оптоволоконным, то экономия очевидна.
Главный недостаток цифровых систем: для голосового общения нужен декодер, подключить обычный телефон напрямую не получится. Поэтому цифровые потоки используются для соединения городских телефонных станций с корпоративными мини-АТС, которые преобразуют нули и единицы в звук.
Кажется, что преимущество цифровых мини-АТС очевидно. Но не торопитесь с выводами. В большинстве своем и аналоговые, и цифровые офисные станции предлагают пользователю одинаковый набор базовых сервисных функций. В случае поломки аналоговой мини-АТС вы сможете подключить один или несколько телефонов к городским линиям, в то время как поломка цифровой станции оставит ваш офис без связи. И если ваш бизнес не планирует многократного расширения штата, а для нормальной работы вполне хватает стандартного набора сервисных функций, то аналоговая мини-АТС – это ваш вариант.
Офисная аналоговая АТС Panasonic
С другой стороны, качество цифровой связи значительно выше. Подключение по цифровому потоку универсально и может обеспечить офис как голосовой связью, так и доступом в Интернет. Цифровая станция может интегрироваться с офисной компьютерной сетью, может позволить построить внутриофисную беспроводную телефонную сеть. И если ваша компания работает на перспективу дальнейшего роста, то оптимальный вариант – это модульная цифровая мини-АТС. То есть станция, которую можно купить в нужной конфигурации и расширять по мере необходимости.
Впрочем, это уже тема для другой статьи.