Странные люди
Шендерович на «Эхе Москвы» вещает:
Символы, как известно, не существуют в вакууме — они заполняются смыслами.
Крючкотворы со стороны нацизма охотно расскажут вам, что свастика — это древнеиндийский знак, символ плодородия. Не знаю, не застал, но допустим…
Что это меняет? Да ничего! С некоторых, совершенно определенных времен, свастика означает только то, что означает, и ничего другого означать уже не будет.
Серп и молот для моей юной партийной бабушки означали в восемнадцатом году свободу, равенство и братство, мир без насилия, рай на земле…
Ко дню ее смерти за этим опостылевшим символом стояли только концлагеря и интервенции, унижение, голод, ложь, убожество…
Только они.
Та же смысловая судьба — в очередной раз! — ждет православный крест, если в сознании миллионов людей он окончательно свяжется однажды не с верой, а с номенклатурой РПЦ, «хоругвеносцами» и прочей «нанопылью».
Глупость космического масштаба, помноженная на абсолютную безапеляционность — «ничего другуго уже значить не будет», «окончательно свяжется»… Не скажу, что при виде свастики первым делом думаю о древней Индии, но кому в голову может придти мысль связать статую на картинке с фашистской Германией?
Думаю, восприятие чего-либо это вопрос культуры отдельно взятого индивидуума. Например, кто-то просто любуется статуей Апполона Бельведерского, а кто-то хихикает в кулачок и тычет пальцем в мраморные гениталии. Не очень красиво переходить на личности, но ежели следовать логике Виктора Анатольевича, то после нашумевшего секс-скандала у всех на слуху должен быть ходок по бабам, в одночасье ставший звездой Рунета, а писателя Шендеровича не должны помнить вовсе.
Кстати, о писательстве. Я, как писатель (уж извините) напрочь не понял вот этого оборота — «Та же смысловая судьба — в очередной раз! — ждет православный крест». Что значит «в очередной раз»? Что православный крест как минимум однажды уже окончательно связывался? Но потом как-то так вышло, что связался не совсем окончательно?
Повторю: восприятие чего-либо — вопрос культуры. А восприятие православного креста это еще и вопрос веры. Человек, далекий от христианства, от православия, от Церкви (подчеркиваю — от Церкви, а не от ЗАО «РПЦ»), возможно, будет воспринимать православие через кривое зеркало хоругвеносцев, той самой номенклатуры и прочей нечисти. Которая, как в известной сказке Василия Шукшина, пролезла в стены Храма и поганит святое место.
Человеку верующему нет дела до бурления этих фекальных масс, он прекрасно понимает, что и хоругвеносцы эти, и анонимные казаки, атакующие музей Набокова, хоть и прикрываются они именем Божьим, но действуют в интересах совершенно иной сущности. Ведь веруем мы, я лично верую не в казаков, не в хоругвеносцев или церковную номенклатуру. А в Бога Отца, Сына и Святаго Духа, в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Заметьте: в единую, святую, соборную и апостольскую. А не в номенклатуру или московский патриархат.
Кстати, особо принципиальным смею напомнить, что на территории России хватает православных церквей, не признающих Московский Патриархат.
Ваша оценка публикации:
Метки: мысли вслух, шендерович