Немного о театральных куклах
Что меня всегда поражало в спектаклях театра кукол Образцова, так это сами куклы. Особенно, после того, как сам стал заниматься в ДПШ и научился разбираться в устройстве театральных кукол. Интерес появился чисто профессиональный: как это сделано? Примерно как иллюзионисты пытаются разгадать секреты коллег, так я изучал записи спектаклей Образцова. В нашем БТК, да не обидится на меня Андрей Князьков, куклы все же попроще были. Технически, конечно. Что далеко не всегда упрощало работу артиста, чаще наоборот. Например, в спектакле «Про Красную шапочку» кукла главной героини не имела тростей, которыми управляются руки. На профессиональном сленге «болтушка» — потому что руки болтаются произвольно. В нашем «Солнечном зайчике» тоже была такая кукла, но на второстепенной роли. А тут главная героиня, которой надо и корзинку с пирожками отнести, и со зверятами пообщаться… Позднее, уже после смерти Сударушкина, когда спектакль записывали на пленку, у Красной шапочки руки уже были с тростями. Найти бы те записи… Что хотите со мной делайте, а «Про Емелю» в постановке Сударушкина во сто крат лучше, чем «По щучьему велению» Образцова!
Так вот. У Образцова все с точностью до наоборот. Трости умело маскировались под плащи, посохи… Очень много кукол внутритростевых — самый наглядный пример это пианист из «Необыкновенного концерта». Ну, про которого конферансье Апломбов говорит «у рояля то же. что и было». Вообще «Необыкновенный концерт» это парад передовых инженерных решений кукольного театра и постановочной мысли. Недаром Образцов в качестве бонуса стал показывать, как поставлен номер «Танго». Без ширмы смотреть даже интереснее.
У меня на дисках почти все спектакли театра Образцова, которые в свое время снимало Центральное телевидение. Пару записей хранить не стал, неинтересные. А тут наткнулся на спектакль «Таинственный гиппопотам», который смотрел так давно, что уже успел забыть. Пересмотрел. Сказочка детская, смешная и наивная, в плане кукол почти ничего интересного, если бы не вот этот персонаж — Ленивец. Интересен он тем, что фигурка Ленивца и дерево, на котором он висит, единое целое. Двигается только голова, да еще живот надувается, когда Ленивец вздыхает. Управление куклой идет через дерево, но как? Это явно не трости, тут что-то другое — вроде тросиков, которыми пользовались фотографы. И шланг, через который воздух в живот попадает.
И это еще половина задачи. По ходу сказки львенок Лева тоже влезает на дерево, подражая Ленивцу. А это значит, что была сделана кукла Левы на дереве, с таким же управлением.
Ваша оценка публикации:
Метки: театр кукол