По блогам гуляет ссылка на письмо писателей Президенту Медведеву, в котором авторы призывают жестоко покарать пиратов и прихлопнуть сетевые библиотеки.
Инициатива сама по себе идиотская, поскольку как у нас НЕ работают всякие запреты давно известно. Самый наглядный пример — запрет казино.
Далее мне стало интересно, кто же подписался под данным текстом? Из сотни с лишним ФИО знакомых набралось не более десятка, из которых лично я читал только одного — Лукьяненко. Да простят меня _runcis, urus_hay и gringrin, но их книг я не читал вообще, ни в бумаге, ни в электронке. Но у меня ко всем вам один вопрос:
кто бы сейчас знал о писателях Сергее Лукьяненко, Владимире Васильеве, Далии Трускиновской, Андрее Лазарчуке и многих современных российских фантастах, если бы много лет назад их тексты не попали в файлэхи сети ФИДОнет?
Я думаю, ответ очевиден.
Лениво мне сейчас копаться в блоге Экслера, по памяти воспроизведу: «Не у меня украли миллионы скачанных экземпляров, а мои сотни тысяч экземпляров купили только потому, что миллионы их скачали, прочитали и купили». И, кстати, все книги Экслер спокойно выложил в открытый доступ, чтобы пиратов не затруднять.
Я со своей стороны могу слова алекса подтвердить: не скачай я в своё время тексты Лукьяненко, Вохи или Александра Громова — вряд ли бы у меня на полке сейчас стояли практически полные собрания сочинений данных авторов. Чего нет на бумаге, честно куплено на «Литресе».
Ладно, соглашусь — любителей халявы у нас предостаточно, а писателю с издателем есть что-то надо. Сейчас не будем отвлекаться на линию «не плати за дерьмо», предположим утопический вариант, что абсолютно все книги высокохудожественные литературные произведения. Предположим также, что книжное сетевое пиратство встало на промышленные рельсы и увело у бедных издателей более половины покупателей. Любители халявы закачивают тексты в ридеры, мобильники и т.д. Почему? Да потому что текстовые форматы никак не защищены, не имеют привязки к железу и/или аккаунту покупателя сетевого магазина. Вывод: надо разрабатывать защищенный текстовый формат, в идеале совместно с производителями ридеров. Но кто этим должен заниматься? Писатели? Нет, их дело книжки писать. Президент? У него других забот хватает. В пору вспомнить старый лозунг: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» То есть, издателей. И уж ежели кому и направлять свои письмена, то владельцам издательств с одним простым вопросом: «Долго вы там еще будете сопли жевать?»
Так что, коллеги по перу, заканчивайте дурью маяться.
Вдогон: ну не могу не утащить к себе
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.
View Comments
Примерил я тут на себя эту ситуацию. Книг я не пишу, но иногда произвожу картинки. Некоторым они нравятся. Некоторые их даже покупают.
Допустим, я снял некую красивую картинку, разместил ее в сети, в достаточно ущербном для полиграфии качестве. Кто-то ее берет у меня и размещает на рабочем столе моего монитора. Считаю ли я себя в этом случае обворованным? Нет, не считаю.
Второй вариант. Эту же картинку некто разместил в своей уютной жежешечке, поставив ссылку на мой сайт/блог или хотя бы указав авторство (я не все картинки подписываю). Опять же - да ради Бога, мне лишняя реклама не повредит и придет в итоге тот заказчик, который даст мне денег для производства следующих красивых картинок для него лично.
Третий вариант. Мою картинку использует сайт/электронное сми например, в качестве иллюстрации своей статьи. При этом сайт так или иначе - коммерческий, то есть не чей-то личный блог. Вот тут уж, господа любезные, будьте добры заплатить, ибо моя картинка используется в ваших коммерческих целях. То же самое в случае печатной версии - вы мне даете денег, а я исходник, годный для печати.
В случае с сетевыми библиотеками и печатными версиями. Когда мне нужна качественная книга по цветокоррекции, я иду и покупаю хорошее полиграфическое издание. С хорошими и красивыми картинками. Такую книгу никаким PDF-ом не заменишь, да и не удобно с экрана коммуникатора мне ее читать. Если мне нужно что-то для чтения в транспорте - я качаю и читаю. В случае, если книга мне понравится и я пойму, что ее "must have" - то, куплю бумажный вариант но не в мягкой обложке, а в твердой обложке, на хорошей бумаге и, желательно, с хорошими иллюстрациями. Что бы взять в руки было приятно. Нет такого издания? А что есть? помойная газетная бумага, пусть даже в твердой обложке? это пускай покупают те, кто не любят читать с телефона. А мне место на полке жалко.
>кто бы сейчас знал о писателях Сергее Лукьяненко, Владимире Васильеве, Далии Трускиновской, Андрее Лазарчуке и многих современных российских фантастах, если бы много лет назад их тексты не попали в файлэхи сети ФИДОнет?
Очевидный ответ - ВСЕ.
меня всегда умиляет эта чудовищная уверенность что до "компьютеров" никакой жизни не существовало. Их знали бы все те же самые что знали Беляева, Ефремова, Стругацких, Жюль Верна. Слишком громкие имена? Ну ладно - как всех тех, кого угораздило выпустить книги и прославиться до появления каких-то местечковых способов связи.
Я, кажется, не раз писал о любви к книгам Конецкого, например. То есть, к автору "докомпьютерной" эпохи. Список можно продолжить: на полке у меня собрания сочинений Жюля Верна, Джерома, Льва Кассиля...
Речь о том, что в большинстве своем современные корифеи российской фантастики массовую популярность набирали в сетях. Кого-то не печатали во времена СССР по идеологическим причинам, кто-то начинал писать в начале девяностых, когда издательства пачками шлепали иностранную литературу, напрочь наплевав на своих авторов.
>Речь о том, что в большинстве своем современные корифеи российской фантастики массовую популярность набирали в сетях.
кто? Головачев, Никитин? Олди, Дяченко? Да ну. Массовость в фидо? Не смешно. Тогда то компьютеров было на перечет.
Лукъяенко и Васильев тусовались в фидо, отсюда, может и пошла легенда? Даже я, году так в 98, активно осваивая интернет, узнал об этих авторах из вполне бумажных книг. Если бы в тот год внезапно запретили компы и интернет, то читателей у этих авторов не стало бы меньше. Скорее даже больше.
Так что советую выбрать примеры посвежее - сейчас есть люди которые "печатаются" только в сети. Вот о них без компьютеров действительно никто бы никогда не узнал.
>Даже я, году так в 98, активно осваивая интернет
У меня первый компьютер появился в 94-м, модем купил в 96-м и начал осваивать ФИДО. Годом раньше, в 95-м, купил диск "Библиотека в кармане", с которого впервые прочитал "Рыцарей сорока островов" Лукьяненко. Львиная доля диска составляло содержимое фидошной файлэхи Books
Поэтому я и сказал "даже". Даже в 98, когда это все уже было распространено и пошло в массы, даже тогда обычные люди обычно ходили в магазин и обычно покупали книги. Вся тусовочка "фидо", "компьютерщиков" и "интернетчиков" была мизерным числом по сравнению с печатными тиражами. В последнее время это, конечно, изменилось.
Я ведь неслучайно упомянул "Библиотеку в кармане". Эти диски шли нарасхват, пик продаж был в 1997-2000-м годах, потом интернет стал доступнее. В 97-м на лотке рядом с нашим магазином новый выпуск "Библиотеки" расхватали за день, а привезли полный шпиндель - 500 дисков. Не всякую игру так сметали.
Трускиновская была известна до фидо - я её читал ещё в 80-е.
А в ФИДО я её не видел. А вот с Лукьяненко и Васильевым как раз через фидо познакомился, причем Васильева знал сначала просто как интересного собеседника в некоторых конференциях, а потом уже узнал, что он ещё и книги пишет. :)
А это и есть издательская инициатива (даже ясно, какого изд-ва, см. подписи).
Издательские юристы втолковали наивным писателям, что гонорары малы не потому что издатели жадные, а потому что пираты лютуют. Писатели и повелись :)
Электронных книг в защищенных форматах - хоть жопой ешь.
Только вот защита держится максимум полгода, потом ее ломают.
Это в принципе порочный подход.
Тут проблема в другом: практически все книги, которые я купил, были мною прежде этого прочитаны - в библиотеке, у знакомых, в журнальной публикации.
То же самое и тут - скачал файло на торрентах, прочитал, понравилось - купил.
НО - места на книжных полках у меня все меньше и меньше.
Поэтому нужен принципиально другой механизм - донационный.
То есть если мне понравилось - я перевожу денежку автору (причем простым переводом из систем Телебанк ВТБ или Энтер Юникредит), и взамен НЕ ПОЛУЧАЮ НИКАКИХ СЕРТИФИКАТОВ.
Это очень важный момент - чтобы читатель при оплате не тешил свое ЧСВ, а оплачивал понравившуюся ему работу.
Правда, тут есть один тонкий момент - писателю тоже не получится потешить свое ЧСВ при помощи магического словосочетания "объемы тиражей".
То есть от цветовой дифференциации штанов среди писательской братии придется отказаться.
Re:
По сути, варианта развития два: либо развивать некую электронную систему продаж с защитой контента и мириться с неизбежной долей краж. И этим должны заниматься издатели, а не писатели или Президент.
Либо идти по описанному тобою пути, но тут есть очень скользкий момент - у нас и за понравившуюся книгу платить не любят. Вспомнить хоть того же Рому Хаера. Да и недавний эксперимент, который провёл Лукьяненко, тому подтверждение.
"Защита контента" - это миф.
Адоб ебался с ней несколько лет, показательно посадил нещасного русского паренька, а в итоге - былиннейший отказ.
Описанный мною путь - единственно реальный, ибо прогресс в области книгопечатания привел к тому, что процент шлака в худлите (да и в остальной литературе тоже) зашкаливает все мыслимые пределы. Люди не берут бумажных книг не из-за жадности, а из-за нежелания платить денег за очередной кал в красивой обложке. Куда проще скачать, прочитать, убедиться, что это действительно кал, и забыть. А бороться с этим - все равно что ссать против ветра.
Поэтому я и говорю, что единственный вариант - это сертифицированные ресурсы, на которых можно оплатить труд понравившегося автора. И моментально станет понятно, кто писатель книг, а кто подписыватель писем.
Анальная клоунада Лукьяненки - это вообще был ебаный стыд. Он сделал все возможное, чтобы заплатить было практически невозможно.
Впрочем, я в этом эксперименте не участвовал, ибо все его книги - это кал и говно. Единственное исключение - "Остров Русь", впрочем, если бы я эту книжку потерял где-нибудь случайно, то не стал бы покупать новый экземпляр.
Хммм?..
О Лукьяненко или Васильеве -- уж точно знали бы (писучий втор -- подарок издателю)...
Да и Лазарчук состоялся как писатель до разгула сетевых парщиков-доброхотов...
Порочен сам подход, поскольку начинают считать несуществующую недополученную прибыль. Это непраивльынй подход. Правильный - "Писать надо лучше" (с) Сапковский
Сапковский прав безусловно.
Вообще-то мой фантастический дебют состоялся в начале восьмидесятых. Да и в шорт-лист Большой книги я попала без помощи пиратскиз ресурсов. О том, что мои тексты были где-то на Фидонете, впервые слышу. Спасибо.