О «Щелкунчиках»
Я за последние дней десять пересмотрел десятка два различных постановок разных лет и разных театров. Конечно, старейшая версия (на данный момент), это спектакль Мариинского театра с хореографией Василия Вайнонена. Не знаю, насколько постановка Вайнонена повторяла (и повторяла ли вообще) первую постановку с хореографией Льва Иванова (в 1923-м Иванов восстановил балет, в 1929-м Лопухов сделал новую редакцию), просто факт — спектакль идёт с 1934-го года. Спектакль Большого театра, что мы смотрели утром 31 декабря, Григорович поставил лишь в 1966-м году. И, лично на мой взгляд, его версия получилась более удачной. Не хочу никого обидеть, но Щелкунчик-игрушка, как его показывают в Мариинке, у меня вызывает оторопь.
И второй момент: по версии Вайнонена, Мышиный король погибает уже в первом акте. Маша швырнула в него туфелькой, Щелкунчик ударил саблей — дальше превращение и сплошной праздник. У Григоровича всё же драматургия более сложная и окончательную победу на мышами Щелкунчик-принц одержит только во втором акте.
По другим постановкам: академия имени Вагановой сделали детский утренник — в том смысле, что на сцене и в зале преимущественно дети. Милая сказка, основанная на хореографии Вайнонена. Единственный минус: танцуют под фонограмму.
Мариинка, вторая сцена, Шемякин — отстой. Можно посмотреть ради любопытства, но лучше не надо.
Из зарубежных постановок могу отметить лишь запись 1968-го года, Нуреев в Ковент-Гарден. Запись интересна разве что ценителям балета. Я ни шиша не смыслю в балете и поверю на слово, что Нуреев был гениальным танцором. Но как постановщик он бездарь и сказку безнадежно испортил. Зачем-то взялся танцевать и партию Дроссельмейера, и Щелкунчика-принца. Мерле Парк (Merle Park) в роли Клары выглядит старухой на фоне детской массовки.
И самое сладкое: какую запись «Щелкунчика» выбрать? Ответ: не знаю. Если вы ретроград и ценитель классики во всех смыслах этого слова, то смотрите запись 1978-го года с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Заодно посмотрите на Большой театр до его реконструкции. Есть запись с этими же артистами, сделанная в 1980-м году, на юбилее Галины Улановой. Ради юбилярши чуть-чуть изменили финал, в остальном отличия чисто косметические.
Есть интересная запись 1989-го года, сделанная японцами. Главные партии танцуют Наталья Архипова и Ирек Мухамедов, но это не главное — на диске уже есть и стереодорожка, и многоканальная. Одно слово — японцы.
В 2000-м году телеканал «Культура» транслировал «Щелкунчика» с Капцовой и Цискаридзе. Качество записи отвратное, звук монофонический, интерес представляет лишь для знатоков балета и фанатов Цискаридзе.
На YouTube можно найти две записи, 2010-го и 2018-го годов, сделанных французами, если не ошибаюсь. По звуку претензий нет, а вот с картинкой есть проблемы. Стоит ли их смотреть — решать вам.
Наконец, записи, сделанные в декабре 2024-го года. Я не оговорился: кроме прямой трансляции с Гергиевым, была трансляция на Дальний Восток, им показали запись «Щелкунчика», сделанную вечером 30-го декабря. И, лично на мой взгляд, эта версия лучше. Во-первых, дирижирует Алексей Богорад. Во-вторых, некоторые моменты сняты удачнее, чем в прямом эфире — жирный минус режиссёру, ведь не футбол же показывали. Ну а насколько Кокорева и Овчаренко лучше или хуже Максимовой и Васильева, то не мне судить. Можно попридираться, что где-то не так чисто выполнен пируэт, где-то корда вразнобой танцует. Так на то он и балет, на то оно и живое выступление! На сцене люди, а не запрограммированные роботы. Вне зависимости, на какой сцене и в какой хореографии они танцуют — это достойно восхищения.
По поводу минусов записи и трансляции Первого канала:
ключевая сцена первого акта, Щелкунчик-игрушка и солдатики сражаются с мышами, Маша получает от Дроссельмейера некий свиток и бросает его в Мышиного короля. Почему-то и в записи, и в трансляции бросок показан на общем плане. Кроме того, в трансляции забыли показать, как Маша получает свиток, но в записи вечернего спектакля этот момент показан крупным планом. Такое впечатление, что у режиссёра не было чёткого плана трансляции, что странно — не футбол же, в самом деле…
P.S. Почти все упомянутые записи спектаклей можно найти в свободном доступе в Интернете.
Ваша оценка публикации:
Метки: балет, Чайковский, Щелкунчик