Сколько нужно динамиков, если у человека всего два уха?
Вот уж никак не ожидал, что мой обзор гарнитуры Speed-Link обернется обсуждением технологии объемного звука, ну да чего в жизни не бывает…
Пару лет назад на сайте WebSound.Ru я прочитал любопытную заметку. Как оказалось, для воссоздания картины объемного звучания совершенно необязательно городить частокол из кучи колонок. Зачем четыре колонки, если ушей у человека всего пара? Вполне достаточно обычных стереонаушников. Убедиться в этом можно послушав аудиоролик «Парикмахерская»:
Внимание: слушать только в наушниках, на колонках эффект объема теряется.
Вот, кстати, первый недостаток технологии Cetera, которую разработала фирма Starkey. Второй недостаток: перемещение источника звука вперед-назад передается смазанно, особенно если звук не постоянный, а прерывистый. Но, тем не менее, ощущение объема есть, это факт.
Дальше — больше. В свежем выпуске WebSound описывается новая стадия 3D звука, теперь объем можно услышать и на стереоколонках. Если, конечно, они правильно сбалансированы.
Что же получается: всем этим dolby surround и прочим многоканальным технологиям хана? Вполне возможно, но не в ближайшем обозримом будущем.
Первое и основное: звуковая картинка продолжает оставаться весьма размытой. В демонстрационном ролике все источники звука находятся перед слушателем (микрофонами). Для чистоты эксперимента говорящих следовало посадить не за прямоугольный стол, а вокруг микрофонов. И пусть слушатель попробует определить где сидит говорящий.
Второе: кроме субъективности восприятия есть еще и вполне объективные проблемы с записью. В чистом стереорежиме перемещение звука слева направо легко сэмулировать, регулируя уровень записи каналов. У кого в свое время был стеремагнитофон наверняка баловался с записью с микрофона. Тот же принцип при записи фонограммы в форматах 5.1/7.1 — перемещение объекта легко эмулируется звукорежиссером с пульта. А как прикажете записывать перемещение с тыла во фронт, ежели у вас только два канала записи? Как в моей любимой GTA IV заставить игрока услышать звук пролетающей мимо пули? И, главное, как вся эта технология поведет себя при передаче нескольких сложных траекторий перемещения? Например, при обсчете сцены лихой погони, где тебе навстречу летят пули, а за твоей спиной грохочут взрывы? Насколько достоверно будет передана и, главное, воспринята слушателем информация? Вопросов много, ответов пока нет.
И третье: пока что система остается сугубо индивидуальной. То есть, дома с приятелями боевичок не посмотришь, объем услышит только один. Ну не сидеть же всем на одном кресле, плотно прижавшись друг к другу! Можно, конечно, всем наушники раздать, но тогда какой смысл собираться?
Итого: да, технология интересная. Но в настоящее время это лишь забавный аттракцион, прикол. Как она будет развиваться в будущем и есть ли у нее это будущее? Не знаю, время покажет.
Все равно, сзади слышу объем отлично, а front’ы идут сверху и чуть сзади. То есть, спереди звука не слышу вообще.
Для прослушивания музыки никакая специальная трёхмерность не нужна,
точнее, современная качественная аппаратура уже вполне способна передавать
глубокую разноплановую разночастотную «музыкальную сцену»—
и это неоспоримая общепринятая модель и записи и воспроизведения и прослушивания музыки! Т е тут другие стандарты просто не нужны !
—
Для кинотеатрального звука задача добиться точности и точной обьёмности тоже
не ставиться!— достаточно иммитации!
Достижение тут каких качественных высот невозможно— потому что нужны
единые условия записи,воспроизведения и прослушивания — т е сложно представить, что все фильмы будут записываться на одной студии , на одной аппаратуре,одной звукорежиссёрской технологией,
будут воспроизводиться аппаратурой одного уровня и в одинаковых акустических
условиях (помещениях)
Скажем понятно,что даже если запись и воспроиведение выполняются почти
идеально,, то плохая акустика комнаты прослушивания может разрушить всю обьёмность !
А где-то речь шла только о прослушивании музыки?
В плане кинотеатральном: имитации недостаточно. Скажем, в «Фото за час» сделана потрясающая звуковая атмосфера гипермаркета. Там есть сцена прохода главного героя по отделам, очень рекомендую послушать с нормальным 5.1.
Или же «Трасса 60»: когда герои едут в открытой машине, то полное ощущение, что едешь вместе с ними. Ветер навстречу, шум деревьев на обочине, машины мимо проносятся… Имитация при таком обилии звуковых оттенков банально захлебывается.
Список можно продолжать ну очень долго.
А можно и расширить: я тащился как уж по стекловате от шоу Уотерса In The Flash, на DVD есть дорога в 5.1. Рассказывать бессмысленно, имеющий уши да услышит.
То от чего Вы тащились и есть иммитация,
вполне может достигаться цифровой обработкой, а не акустически
Например уже давно продаются бытовые аудиопроекторы обьёмного звука,
процессор формирует «звуковые векторы» по обьёму помещения
Но это всё общая иммитация на ширпотреб—
Вы несомненно правы-
такая иммитация может впечатлять и воздействовать !Я лишь говорю.что
новый качественный уровень просто не нужен,-потому что он просто не практичен !
Знаете, мне это напоминает известный спор о вкусе устриц с тем, кто их ел. И, знаете, лишние буквы в слове «имитация» аргументом не являются.
объёмный звук в наушниках — развлечение для поздне-вечернего/ночного просмотра киношек, или экшен-игрушек, но не более того.
качеством звука того же самого dts-CD уже не насладишься — компот получится, а не картинка…