Сначала ролик.
Если вы не поленились и внимательно послушали этот красивый этюд под названием «Слеза», то наверняка обратили внимание на неприятный скрежет. Возникает этот мусор в полном соответствии с законами физики: при смене позиции левой руки палец скользит по незвучащей струне и трется о металлическую обмотку. Если образно. то палец в данном случае выступает в роли смычка, вот только звук издает совершенно ненужный. Еще раз: это если мы говорим о смене позиции на незвучащей струне. При исполнении глиссандо (слайдинге) скрип если и есть, то маскируется основным звуком.
Вариантов избавиться от этого скрежета целых два.
Первый: поднимайте выше ноги пальцы. По сути, предлагается полностью отпустить струну и перенести руку в новую позицию. Но это не всегда удобно и увеличивает риск потерять нужный лад и нужную струну. Кроме того, напрочь убивает беглость левой руки.
Второй: глушение незвучащих струн. Прием сам по себе довольно прост в исполнении, хотя технике глушения немцы посвятили целый трактат. Мой преподаватель рассказывал, что вместе с Ильей Юрьевичем Пермяковым в недрах Публичной библиотеки откопали немецкий учебник середины пятидесятых годов и планировали этот учебник перевести на русский. К сожалению, не сложилось, но кое-что Николай Михайлович из книжки перенять успел и мне показал. Лучше бы, конечно, это просто показать на гитаре, но… Попробую рассказать.
На самом деле, все очень просто, как все гениальное. Если при смене позиции у вас басовые струны не звучат, то в большинстве случаев и большой палец свободен. При перемещении левой руки большой палец правой руки слегка опирается на нужную струну, полностью ее заглушая. И, соответственно, избавляя нас от скрипа. Когда я разучивал «Слезу», то на саму пьесу я угробил неделю. А на освоение нового движения правой руки с глушением басов потребовалось минут двадцать. Разница в звуке была сумасшедшая.
Но это еще не все. Не зря же немцы писали целый трактат, правда? Описываемая ими техника глушения была универсальна. Например: в некоем условном этюде в одном из тактов звучит открытая струна ми. В следующем такте эта струна не играет, но и нота звучать не должна. Обычно гитарист оставляет открытую струну, играя нужные ноты. Хорошо, если при этом звук довольно гармоничен. Но чаще всего мы получаем очередной музыкальный мусор. У пианистов для глушения ненужных звуков есть левая педаль, у гитаристов на глушении работает правая рука. Глушим не как электрогитару ребром ладони — только подушечки пальцев и только (не)нужную струну. Движения правой кисти будут чуть сложнее, но результат того стоит.
Что меня удивляет: если бы этой техники и не было, ее давно следовало бы разработать и ввести в начальную музыкальную школу. Да и гитаристам неклассических направлений не грех технику глушения освоить. Тот же Томми Эммануэль частенько «мусорит».
Оригинал записи находится в моем блоге на dreamwidth.org. Комментировать можно и здесь, и там.
Вод ведь как бывает: ночью вспоминал Юрия Марксовича и его фильмы, а сейчас в ленте…
В самом конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века я подсел на молодёжный журнал…
Народ тихо охреневает как Маша Шувалова стала балериной. А я почитал про эту новую звезду…
Два года назад я написал статью про свой домашний медиацентр на базе персонального компьютера и…
Попалась на глаза очередная статья про таинственные подземелья Дома Советов. Сама по себе байка уже…
This website uses cookies.
View Comments
"Тот же Томми Эммануэль частенько "мусорит"."
Ога))) А Jimmy Hendrix - ващще бестолковый: "не в ту сторону" гитару держит)))
Только вот побольше бы такого "мусору", как Эммануэль, и таких бестолковых, как Hendrix...(((
Что же касается "скрипа", о котором Вы пишете - то тут вот что интересно:
Лет 20-30 назад фиома La Bella начала выпускать нейлоновый (классические) струны с ленточной обвивкой струн 4,5,6 (D,A,E). Формально - скрип они убирали. ЗАОДНО И С КАЧЕСТВЕННОЙ СЕРЕДИНОЙ И БАСОМ! И, что примечательно - ни один из приличных классичеких гитаристов на них никогда так и не заиграл. Как играли на "скрипучем" AUGUSTINE - так и играют.
Более того: есть такая версия La Bella, в которой даже G 93-я струна) выпускается в нейлоновой обвивке! Скрипу, понятное дело, больше. Но за то - "скачка" между "голыми" и оплетенными струнами - несравненно меньше.
Ну, "бестолковых" гитаристов полно: одни гитару переворачивают, как Хендрикс или МакКартни, другие сидят неправильно - как наш питерский Илья Пермяков. У Роджера Уотерса в команде есть гитарист-левша, который гитару переворачивает, но струны при этом не перетягивает. То есть, басы у него внизу, тонкие струны вверху. Как он аккорды берет для меня абсолютная загадка.
Что касательно Эммануэля - технарь он отменный. Но вот сколько я его слышал, всюду Томми перегружает мелодию техническими выкрутасами. То целое вступление на флажолетах сделает, то легато (тэппинг) не в кассу... Выглядит, без сомнения, круто, но мелодия при этом убивается на фиг.
Что касательно скрипа - дело не в струнах, дело в гитаристах, в технике игры. Я лишь описал несложный, но весьма эффективный способ от этого скрипа избавиться. А у Эммануэля скрип выпирает еще и из-за любви к флажолетам. Ради чистого яркого звучания флажолетов Томми выкручивает усилитель на максимум. Тем самым усиливая и весь мусорный звук.
Среди блюзовых гитаристов (особенно - с Юга США) - полно таких, которые играют на "перевернутой гитаре" с басовыми струнами внизу. Там это - своего рода "стандарт". Ничего удивительного.
Есть и такие, которые в ОБЕ СТОРОНЫ умеют играть.
Ежели чисто играют, то пуркуа бы и не па? Джефф Хили, светлая ему память, вообще гитару на коленях держал. Вот, кстати, я предпочитаю слушать Джеффа, нежели Эммануэля. Может, просто блюз мне ближе, поскольку идет от души...