В Москве паника. Перепуганные насмерть горожане скупают замки и задвижки. Дверной глазок становится чуть ли не самым ходовым товаром.
Мужчины ходят с перочинными и кухонными ножами в кармане, дети — только группами. В начале 60-х такое трудно было себе представить. Официальная пропаганда упорно твердила: преступность в СССР практически искоренена. Но в очередях шепчутся: в Москве орудует квартирный грабитель, убивающий детей. В народе маньяка называют «Мосгаз».
Какой телезритель не любит детектив? Приятно чуствовать себя умнее сыщика и сразу указать на преступника. Примерно так начинается легендарная комедия «Старики-разбойники».
Историю реального «Мосгаза» я слышал несколько раз, уже после развала СССР. Сперва Леонид Каневский рассказал в цикле «Следствие вели», потом еще на ТВЦ был фильм «В главной роли Мосгаз».
На мой взгляд, «Мосгаз» — попытка возобновить жанр многосерийного телевизионного детектива. Конечно, эталоном является «Место встречи изменить нельзя», с Высоцким и Конкиным. Создатели «Мосгаза» явно пытались допрыгнуть до той же планки: взяли за основу реальную историю первого серийного убийцы, повторили прием с героями — опытный харизматичный сыщик и новичок.
Тем не менее, до высот «Места встречи» подняться не удалось. Причин тому несколько.
Во-первых, у «Мосгаза» не было серьезной литературной основы. Смею напомнить, что «Место встречи…» снималось по мотивам романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Фильм сильно отличается от книги, но сюжетная линия, интрига романа сохранены полностью.
Зоя Кудря, сценарист «Мосгаза», в детективах не новичок — на ее счету работа в «Королях российского сыска» и многосерийный телефильм «Ликвидация». Однако, положа руку на сердце, до Вайнеров ей как до Луны пешком. Историю реального «Мосгаза» Ионесяна изрядно облагородили, нагрузили второй сюжетной линией (общак цеховиков)… В общем, сделано было все, чтобы из детектива получилась мыльная опера. Главная, по моему мнению, ошибка сценариста: все главные герои фильма давно знакомы между собой. Интересный ход: грим и одежда «Газовика», копирующие облик случайного натурщика. Эта линия выписана настолько удачно, что я стал вспоминать, что о нем рассказывал Каневский в «Следствие вели».
Но эту удачную находку испортили романтической линией Сони и Вихрова.
Главный сыщик изображен эдаким страдальцем за идею: и жена-то ему изменила, подала на развод; и майор из МУРа говнюк редкостный… Но в итоге героя ждет награда в лице мамы главного свидетеля. Ничего пошлее придумать просто невозможно.
Во-вторых, очень большие вопросы к актерскому составу. Точнее, один вопрос: какой дурак на роль Сони назначил Марину Александрову? Смазливая мордашка и киногеничная внешность еще не признак актрисы. Если с романтической стороной роли Александрова худо-бедно справляется, то роль эксперта-криминалиста провалена полностью. Что и неудивительно: если человек в реальной жизни думать не умеет, то вряд ли сумеет достоверно изобразить работу мысли на экране. Желющим поспорить относительно умственных способностей актрисы Александровой рекомендую найти выпуск «Кто хочет стать миллионером» с ее участием.
В-третьих, обидно за сыщиков. По фильму получается, что преступника поймали по воле случая. Не благодаря работы следственной бригады, а вопреки идиотизму. Больше всего обидно за Софью Файнштейн, которая послужила прототипом Сони Тимофеевой. В жизни Соня Файнштейн ради поимки маньяка смастерила примитивный фоторобот, о которых в те года советская милиция даже не мечтала. А киношная Соня крадет с месте преступления и уничтожает улику! Братцы, художественный вымысел штука хорошая, но совесть-то иметь надо!
Одно утешает: в пятницу, вслед за последней серией «Мосгаза», показали документальный фильм «Звонят, закройте дверь», в котором рассказали как все было на самом деле.
Чисто визуально: я с лупой по экрану телевизора не лазил, так что могу лишь сказать — двадцать первый век в кадре не выпирает. Единственное, за что хотелось бы надавать по мозгам, так это за уродскую компьютерную графику в видах на Кремль и набережную Москва-реки.
В общем и целом, несмотря на все недочеты, все восемь серий отсмотрены за одну ночь. Даже зная реальную историю Владимира Ионесяна и догадываясь, кто же в итоге главный злодей, иногда ловил себя на мысли, что убийцей может быть кто-то другой.
Общая оценка: 6,5/10
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.
View Comments
Как сказала в интервью Зоя Кудря — в сценарии абсолютно всё выдумано, кроме существования самого маньяка "Мосгаза", потому что реальность скучная и не интересная.
Странное заявление.
Нашёл цитату. http://www.rg.ru/2012/11/01/mosgaz.html
М-да.
Если сценарист не понимает психологию преступника, это вилы. Для Ионесяна деньги и шмотки - ничто, побочный эффект. Он кайф ловил от самого процесса убийства. Он женщине 19 ударов нанес, рубил уже труп, не мог остановиться.
я всего перечисленного не смотрел, телевидение отключил к х....м собачьим, но теперь вот самим фактом заинтересовался, щас полезу почитаю да и посмотрю Каневского как минимум.
Я фильм с торрента качал, чтобы не отвлекаться на рекламные паузы.