Лиловый шар
Небольшое предисловие: эта заметка является дополненной версией моей дневниковой записи, сделанной более десяти лет назад.
Повесть Кира Булычева «Лиловый шар» я первый раз прочитал еще в «Пионерской правде», черт знает, сколько лет тому назад. Не понравилась сразу — как, впрочем, никогда не нравилась вся «детская» фантастика Булычева. Впрочем, это тема для другого спора. А про «Лиловый шар» я бы и забыл, если бы Павел Арсенов не снял одноименный фильм. Думаю, вряд ли стоит говорить, что своим появлением на свет этот фильм обязан бешеной популярности телефильма «Гостья из будущего» с Наташей Гусевой в роли Алисы Селезневой. Вот только лично мне кажется, что лучше бы Павел Оганезович «Лиловый шар» не снимал…
С первых же минут фильма лично у меня возникло чувство недоумения. Я понимаю, что режиссеру удобнее работать с уже знакомыми актерами, ноэто не оправдывает кардинальное изменение внешности профессора Селезнева — в «Гостье» отца Алисы играл Юрий Беляев, в «лиловом шаре» его место занял Борис Щербаков (историк из института времени). Абсолютно не подходит под роль капитана Зеленого актер Вячеслав Баранов (бывший физрук) — по тексту жуткий перестраховщик, который даже бороду не бреет, боясь порезаться и получить рак крови… Владимир Носик из дедушки Павла переквалифицировался в волшебника — и почти полностью повторил свою работу в «Гостье», правда, изрядно переборщив с пародийностью этого образа. Крайне неудачного Громозеку сделали из Вячеслава Невинного (Весельчак У), хуже только Кощей Бессмертный в исполнении Игоря Ясуловича (Электрон Иванович) — неудачный грим и костюмы только усиливают общее неблагоприятное впечатление. К сожалению, актеры на площадке явно «отрабатывали номер»…
Не помогают поверить в происходящее на экране декорации — кабина управления «Пегасом» больше напоминает гостиную, оформленную в стиле «футур». Больше всего поразил трехместный диван вместо кресел пилотов, да и вся обстановка корабля явно создавалась дизайнерами без учета специфики декорации. Думаю, при старте или торможении вся эта мебель разлетелась бы по стенкам, а в случае невесомости экипажу и пассажирам «Пегаса» пришлось бы уворачиваться от летающей по кораблю мебели… Куда более достоверно выглядела «Заря» в дилогии Ричарда Викторова.
Отдельно скажу про машину времени. В «Гостье» это была именно машина — с клавиатурой, индикаторами. Правда, при детальном рассмотрении становилось очевидно, что кнопок явно маловато, а индикатор больше всего напоминает кубик Рубика… Но, видимо, эта машина до съемок нового фильма не дожила — в «Лиловом шаре» машину времени представили как нечто гигансткое вращающееся, с криво (явно от руки) нарисованными спиралями. Ни пульта, ни индикаторов уже нет. В месте назначения размеры уменьшили, спираль нарисовали чуток поровнее, но пульта опять таки нету и располагается все под открытым небом. Ни двери замаскированной, ни стены, ни дома…
Дальше — больше. Если в «Гостье» на лесках летали флипы, то в «Лиловом шаре» без лесок и проволоки даже камни не поднимаются. Фильм просто невозможно смотреть в кинотеатре или на большом экране — лески повсюду, их даже не пытались замаскировать. Больше всего раздражает дракончик — сам по себе симпатичный, но художники не подумали, что дракон не только летает, но и на землю иногда опускается. Поэтому несчастный дракон вынужден зависать возле Алисы на манер вертолета, наплевав на законы физики и простой здравый смысл — сказка, мол, здесь и не такое прокатит.
Весь фильм не покидает ощущение какой-то надуманности, наигранности происходящего… Вот нужно зрителю объяснить, что в лиловом шаре — и Алиса объясняет. По сюжету лягушке, но в реальности этой лягушкой является зритель. Нужно рабу (кстати, откуда Алиса взяла, что это раб???) разбить шар и угробить «Черный странник» — он демонстративно отходит от стола, выразительно смотрит в камеру, трагически вздымает руки и «за борт ее бросает в набежавшую волну»… То есть, громыхает шар об пол. Что его триста раз могли остановить и шар отобрать — даже говорить не нужно. Из шара валит дым — или это стая вирусов? Народ начинает разбегаться — наивные… Приходит толпа с бластерами, все падают — почему??? Из бластеров постреляли? А где звуки выстрелов, след светящийся? Может, это не такие бластеры, что у пиратов были? Да нет, вроде такие же: два последних вояки смачно пальнули друг в друга, загорелись — в полном соответствии с намазанной горючкой, следы которой на костюмах видны невооруженным глазом.
Могу продолжить, но, признаться, надоело перечислять ляпы и несостыковки — весь фильм не перескажешь. А в качестве вывода — я видел фильм на кассете, возможно, что он есть на двд. Но покупать его я не собираюсь. И никому не советую — даже отъявленным наташеманам.
Как литературное произведение «Лиловый шар» — замечательная фантастика. Я читал классе в пятом с огромным удовольствием (когда я был в четвертом, как раз и вышла «Гостья из будущего», а «Тайна третьей планеты» появилась, когда я, помнится, только готовился пойти в первый класс).
Фильм же «Лиловый шар» — жутко убогий (это было понятно даже детям), как и 99% всей советской кинофантастики. Убогие костюмы и декорации втройне обидны — ведь все можно было сделать здорово — у Госкино в принципе были деньги, комбинированные съемки тоже были на высоте (вспомните «Экипаж»), актерская школа была (и даже осталась) одной из лучших в мире…
P.S. Пока писал на одном из телеканалов началась «ТТП» — ушел смотреть %)
Литературное произведение «Лиловый шар» я читал примерно в том же возрасте. И уже тогда не понравилось жутко, как и «Сто лет тому вперед»… От цикла книг об Алисе у меня осталось ощущение нарочитой упрощенности — сюжета, языка. Не понимаю, почему Можейко столь жестко разграничивал книги для взрослых и детей, но факт — взрослая проза Булычева лучше на несколько порядков.
Что касается фильма — советская кинофантастика финансировалась по остаточному принципу, об этом и дети Ричарда Викторова говорят. Режиссеры выкручивались, как умели — Викторов, например, удачно притащил в консультанты известных космонавтов, в результате получил возможность снимать не только в декорациях, но и в тренировочном бассейне космонавтов… И мне здесь обидно как раз за Арсенова — уж ему-то не привыкать было снимать фильмы в условиях жестко ограниченного бюджета. Тот же «Король-Олень», например… Но более обидно за откровенную халтурность съемок. Ощущение такое же, как от книги — дети, мол, чего для них сложности громоздить.
Ты просто не вкурил
Алиса классная.