А вы правильно читаете Булгакова?
Тут один товарищ открыл миру глаза — мы все неправильно читаем «Собачье сердце» Булгакова! И лишь он так, как задумывал Булнаков. И негодяя Преображенского осудил, и несправедливо униженного Швондера реабилитировал. Тяжелейший литературоведческий труд, который никак не связан с действительностью. А проще — бред сивой кобылы.
За ссылку спасибо milchev.
А вот:
http://1504.livejournal.com/713837.html
и по-моему, убедительно.
Я бы не сказал
Хотя бы потому, что приравнивать полученное в результате опыта существо к человеку — слишком поспешное решение. Автор напрочь забыл, что лабораторный пес Шарик в результате пересадки гипофиза стал слепком личности с погибшего Клима Чугункина. Стал ли он при этом человеком? Нет.
Давай отойдем в сторону от собаки. Допустим, в результате эксперимента получена психоматрица некоего индивидуума — как у Щербакова в рассказе «Третий модификат». В результате мы имеем электронный ящик с интеллектом Сани Балаева. Но вот является ли этот ящик человеком?
Re: Я бы не сказал
ПМСМ, да.
Если он в полном объёме содержит его сознание, интеллект и пр.
В фантастике полно примеров переноса сознания престарелого человека в компьютер — именно для сохранения его личности. И относятся к получившемуся именно как к человеку, тому который был.
Re: Я бы не сказал
А что значит — «содержит сознание»? Память перенести можно, но это лишь слепок произошедшего. А дальше? На основании полученной базы данных электронный мозг будет моделировать наиболее вероятную реакцию?
Но человек тем и отличается, что может совершить поступок нелогичный, непросчитываемый никаким супермозгом.
Re: Я бы не сказал
Память, интеллект, характер и т.п. Весь комплекс личности.
Так что, находясь за стенкой и общаясь через технические средства, будет невозможно отличить — сам это исходный человек или его перенесённое сознание.
99% «нелогичных» поступков конкретного человека на самом деле вполне логичны, просто плохо предсказуемы для тех, кто конкретного человека плохо знает. А для оставшегося 1% на худой конец можно использовать датчик случайных чисел, который давно есть в любом самом простом компе…
Re: Я бы не сказал
Весь комплекс личности формируется не только памятью. А как перенести интеллект и характер? Какой компьютер смоделирует «желание левой пятки»? Датчик случайных чисел в данном случае бесполезен, поскольку это опять-таки дает упрощенную модель поведения человека.
А модель все равно остается моделью, сколь совершенна в деталях она бы ни была.
Re: Я бы не сказал
Нынешние компьютеры — пока не могут.
Но и «железо», и понимание функционирования человеческой психики постоянно совершенствуется, так что когда-нибудь полное перенесение личности в компьютер станет возможным…
C другой стороны…
…оставим в стороне «пересадку» — это всё же фантастика.
Человек может в результате травмы, инсульта, болезни Альцгеймера и т.п. утратить часть своей личности, иногда значительную. Но при этом он останется человеком со всеми гражданскими правами, и отношение к нему будет соответствующее…
тупой передёргиватель.
скорее всего потомок Шарикова.
«мы все неправильно читаем Булгакова! «
Читать надо задом-наперед:
«Ецдрес еьчабос». Вот. :-)
Ну да, ну да…
А по-моему — вполне адекватное прочтение. Особенно на фоне того, что традиционное «прочтенеи» на самом деле является продуктом просмотра сомнительного качества бортковской кинопродукции с тем же названием.
Ну вот объясни, например, что хорошего ты видишь в Преображенском Эфъ Эфъ?
А кто сказал,
что Преображенский — хороший?
Все персонажи «Собачьего сердца» — в той или иной мере карикатурны. Поэтому очернять профессора или делать из Швондера пролетарского ангела заведомая глупость. А пост данного товарища еще и смешон, поскольку аргументация высосана из пальца.
А в чём состоит «очернение»?
«Бедненький» Преображенский сидит посреди разрухи в роскошной квартире и жрёт деликатесы. На всех ему положить с высокой колокольни. Деньги и связи для этого он добывает, занимаясь откровенным шарлатанством. В качестве хобби он занимается тем же самым шарлатанством — но уже в частном порядке.
«Сволочь» Швондер — натурально сволочь. Не лучше Преображенского. Просто потому, что среди всего тогдашнего дерьма хорошо устроиться могла только сволочь. Швондер, будем честными, устроился похуже Преображенского — из чего можно предположить, что сволочью он был калибром поменьше.
Выдуманные швондеры и преображенские олицетворяют два полюса того, что больше всего не нравилось выдумавшему их Булгакрву в окружавшей его советской действительности. Да, оба представителя этой когорты устроившихся при советской власти карикатурны — но по моему скромному мнению для того, чтобы считать, что один из них «положителен» — всё равно, милашка Преображенский или душка Швондер — нужно было или самому быть таким же «преображенским» (т.е. представителем прикормленной интеллигенции) или «швондером» (т.е. номенклатурщиком), или же исступлённо желать стать таковым. Полагаю, именно этим мотивом и продиктована апология профессора Преображенского (замученого нехорошими швондерами и шариковыми), истекающая из уст определённой части нашей либеральной интеллигенции аккурат с момента выхода киноопуса Бортко на экраны.
Маленькое уточнение
«Шарлатан» Преображенский востребован — иначе бы не шли к нему пациенты, не платили бы сумасшедшие деньги. И операции профессора весьма успешны — «Клянусь богом, профессор, двадцать пять лет ничего подобного!». Так что шикарную квартиру, деликатесы Преображенский не реквизировал у буржуя Цаплина, а заработал — своим трудом.
* пожатие плечами *
Ну естественно, шарлатан востребован. Шарлатаны всегда овстребованы. Булгаков, медик по профессии, взял эти пересаживаняи обезьяних яичников и семенных желез не с потолка, а из реальной врачебной практики его коллег-современников, сшибавших деньги за воздух. К моменту написания рассказа уже была ясна неэффективность метода, поэтому Булгаков с чистой совестью вкладывает его в руки отрицательного персонажа.
Естественно так же и то, что шарлатанам приходится трудиться не меньше, чем честным труженикам. Реальной пользы от их труда никакой, конечно — но деньги и прочие блага просто так никому на голову не падают. Не думаю, что проф. Преображенский был чем-то лучше того же «буржуя Цаплина» — однако же он смог пристроиться под тёплый бочок новой власти достаточно хорошо, чтобы та реквизировала у означенного буржуя Цаплина материальные ценности и передала их буржую Преображенскому в обмен на пшик.
Я не очень понимаю,
почему ты столь упорно именуешь Преображенского шарлатаном. Его идея с омоложением спорна по сути, но дает практические результаты — в ходе экспериментов профессор нашел способ хирургического восстановления потенции, лечения бесплодия. Тип с зелеными волосами четверть века про секс только вспоминал. Некий важный чин, сам того не подозревая, несовершеннолетней ребенка заделал.
Где тут шарлатанство, в чем?
Ну хорошо, пройдём по пунктам…
Одним из прототипов проф. Преображненского был некто Сергей Воронов, оторый возглавлял лабораторию экспериментальной хирургии в Коллеж де Франс в Париже. Булгаков интересовался его работами, издававшимися у нас кооперативным издательством в 1923, 1925 и 1926 гг. Его мнение по поводу вороновской деятельности можно найти как в переписке с братом, так и в воспоминаниях его жены. Сводится оно к тому, что Воронов творит чудеса как хирург, однако практическая ценность его работ сомнительна: кратковременные улучшения ничего не доказывают (бо их же можно получить и инъекциями гормональных препаратов), уверенности в том, что пересаженые органы прижились, нет…
В книге Булгаков нарочно доводит до абсурда деятельность Преображенского, делая его апологетом евгеники (евгеника принципиально противоположна деятельности Воронова и по букве, и по духу), а в качестве пациентов «награждая» его отбросами общества, всплывшими на поверхность в мутной вожде Совдепии — нэпманшами-нимфоманками и особо удачливыми экземплярами швондеров. Поставленной цели — продемонстрировать бесполезность деятельности Преображенского для кого-либо кроме самого Преображенского — Булгаков вполне достиг. Ну зачем обществу Преображенский? Если он «врач» — то кого он лечит? Если он «маг и чародей» — то в чём состоят его чудеса?
У Преображенского же даже его «гениальные» эксперименты очевидно бессмысленны. Вот, пересаживает он Шарику гипофиз и яички Клима Чугункина. Зачем? По идее — чтобы убедиться в их приживаемости и изучить последствия. Но при этом «профессор» заранее убеждён в том, что собака умрёт…
Sapienti sat, в общем.
Re: Ну хорошо, пройдём по пунктам…
Воронов не единственный прототип Преображенского. Ты забыл упомянуть Богданова, основателя института крови. И, хотя в общем деятельность Богданова можно охарактеризовать как шарлатанство, но его вклад в донорское движение и саму службу переливания крови переоценить сложно.
Так и с Преображенским — евгеника как окончательная цель бред собачий, но восстановление потенции и лечение бесплодия штука весьма полезная, востребованная и в наше время.
Ну а что к профессору идут личности, мягко говоря, мутные… Именно у таких денег обычно куры не клюют, а поскольку эксперименты на собаках и кроликах Преображенский делает явно за свой счет, то пусть платят. Пользы от этих личности никакой, вот и пусть побудут подопытными крысами, да еще и оплатят дальнейшие опыты.
Отчего же «забыл»?
Я не упомянул Богданова потому, что он НЕ БЫЛ одним из прототипов — по крайней мере, если верить Булгакову. Воронов, Покровский, даже Павлов — и никакого Богданова.
Против евгеники я как раз ничего не имею, и «бредом собачьим» её никак не назвал бы: если искусственный отбор работает с собаками или свиньями, то почему бы ему не работать с людьми? Проблема в том, что, стоя на позициях вменяемой евгеники, старых развратников в шёлковых кальсонах надо стерилизовать в лучшем случае — но уж никак не пересаживать им железы обезьян, позволяя тем самым и дальше поганить генофонд.
Мутные личности к професору идут потому, что так написал Булгаков ;) Заметь: Преображенский помимо сомнительной фигни на дому занимается и нормальной медицинской практикой в клинике — но оттуда никаких благодарных пациентов не приходит… Какой мы отсюда делаем вывод? 0;)
Кстати… У Воронова был под Парижем специальный обезьяний питомник. А вот откуда берёт железы приматов наш дорогой кудесник? Это ведь недостаточно просто забашлять в морге, чтобы отзвонили, когда подходящий обезьяний труп подвезут.
Re: Отчего же «забыл»?
Про Покровского ничего не скажу, не знаю. А Павлова у нас ни при Советах, ни позже шарлатаном не считали.
Насчет генофонда и старых развратников согласен, однако генетика как наука появилась несколько позже, если не ошибаюсь. Поэтому опыты Преображенского вполне оправданы с позиций науки тех времен.
И не надо про клинику — в повести лишь упоминается ее существование, а насколько успешна ее деятельность можно только догадываться. Единственный вывод из текста — клиника занимается ровно той же самой «сомнительной фигней», потому как престарелой мадаме Преображенский изначально говорит «Ляжете в клинику». И лишь после просьб пациентки соглашается сделать операцию на дому.
А обезьянник вполне мог быть и в Московском зоопарке. Сколько я помню, благодаря революции и последовавшей разрухе коллекция зоопарка была на грани гибели. И держать энное количество мака-резусов за счет богатея-профессора вполне могли.
Итак, Преображенский НИКОГО не лечит?
Ну, Покровский тоже шарлатаном не был, как-то ;) Шарлатанство Преображенского — целиком от Воронова с его придатками.
Если клиника Преображенского занимается той же сомнительной фигнёй, что и сам Преображенский на дому — значит, по крайней мере, с мифом о медике Преображенском, оказывающем людям реальную помощь, пора завязывать, бо налицо банальный штукарь от медицины, зашибающий бабло на пересаживании придатков от одних человекообразных другим. Сидит такой барин-бездельник один в семи комнатах (ну хорошо, не один — с прислугой) и, вальяжно развалясь в кресл, поплёвывает на окружающих.
Ну и чем эта мразь лучше Швондера? Собственно, от Швондера и то больше пользы.
Re: Итак, Преображенский НИКОГО не лечит?
Из чего сделан вывод, прописанный в теме? Как уже неоднократно я тебе указал — лечение проводится, и весьма успешно. Термин «сомнительная фигня» только твой домысел, о чем я тебе тоже уже отписал.
Следовательно, усердно составляемый образ барина-бездельника разваливается на глазах. А получается — медик-экспериментатор, настолько погруженный в свою работу, что дома, на свои деньги проводит медицинские эксперименты. И насколько сложны эти эксперименты вполне можно судить по описанию пересадки семенных желез и гипофиза.
А какая польза от Швондера?
Лечить можно только БОЛЕЗНИ
Импотенция, обусловленная возрастом импотента, болезнью не является. Старость — это вообще не болезнь. Приведи пример РЕАЛЬНОЙ болезни, которую лечил бы Преображенский. Хотя бы насморка какого-нибудь у Борменталя… Иначе гордое звание «медик» к гражданину Преображенскому особого отношения не имеет.
Швондер — управдом. Какой ни есть, а менеджер жилого здания. Что-то вроде калабуховского приказчика при старом режиме. Заселяет в дом жильцов, следит, чтобы из профессорова подъезда никто двери на дрова не потырил, уголь с торфбрикетами для отопления добывает, дворникам даёт втык, чтобы придомную территорию мели. Всё это он делает криво — но никто же и не говорит, что швондеры способны хоть что-то сделать прямо. Швондеры с преображенскими друг друга стоят.
Еще раз
По тексту книги можно судить только о том, что происходит в квартире Преображенского. Что и как лечат в клинике — остается за кадром. Потому и оценивать его медицинскую деятельность только на основании частной практики дома — неразумно. Не говоря уже о том, что лечение насморка у Борменталя или диареи у Зиночки, наевшейся «краковской» колбасы, дело участкового врача, а не профессора медицины, да еще и хирурга.
Что касательно Швондера, то его профессиональная деятельность так же остается в тени, зато моральный облик четко характеризуется двумя фрагментами — анонимной статьей в газете («нет никакого сомнения, что это его незаконорожденный сын») и подписью заведомо ложного доноса Шарикова на профессора.
И сразу отвечу относительно документов: лабораторная собака в результате операции не только не издохла, но и обрела человеческий облик. Я думаю, что Преображенский такого исхода опыта не ожидал, потому и не озаботился известить Швондера о необходимости прописки нового жильца.
Далее. Опыт дал именно очеловечивание, новое существо (если дневники Борменталя не врут) обучали пользованию уборной, снабдили одеждой, потом начали учить элементарным правилам поведения в обществе. Добрый дядя Швондер настоял на выдаче документов. И что? Существо, лишь физиологически сходное с человеком, без всяких моральных и профессиональных навыков, снабжается перепиской Энгельса с Каутским, которую оно понять не в состоянии. В театре ему скучно, «контрреволюция сплошная», делать он ни черта не умеет, а учиться не желает. И что делает Швондер? Проталкивает Шарикова в очистку.
Это, что ли, ответственность? Назначить безнравственное, необразованное существо на руководящую должность, дать ему власть, которой оно готово воспользоваться в личных целях («Я тебе завтра устрою сокращение штатов!»).
Преображенский поступает куда более ответственно — он отдает себе отчет, что перед ним неразвитое существо, которому еще только предстоит стать человеком — если это вообще возможно, с таким-то стажем Клима Чугункина. И пытается учить, да швондеры со своей макулатурой и политической трескотней под ноги лезут.
Извини, но это всё несерьёзно
Ожидал, не ожидал… Создал разумное существо — изволь быть за него ответственным. Собственно, даже за собаку надо быть ответственным.
Тебе не приходит в голову, что все художества Шарикова, которые тот творит с подачи Швондера, вызваны как раз тем, что профессор — которому на Шарикова начхать — сам же с орадостью спихнул Шарикова к Швондеру? Сначала не сделал ничего для Шарикова — а потом встал в позу и начал обижаться на мифические козни и несправедливости.
Собственно, мне представляется, что это даже перевешивает все «заслуги» Преображенского в профессиональной сфере — всё равно, реальные или мифические. Если не хочешь относиться ответственно к тому, что делаешь — иди в баню, дорогой товарищ!
Ну да, у Шарикова нет никаких профессиональных и моральных навыков. Вокруг него с самого начала уйма людей с этими самыми навыками — так почему тогда швондерова переписка Энгельса с Каутским оказывается первой книжкой в руках Шарикова?
Ах, Шарикову скучно в театре? А кому не скучно в театре, когда он оказывается там впервые в жизни? Дети сначала идут в цирк, а уже потом — на «Аиду». Что, профессор, лень ждать, пока Шаориков дорастёт до «Аиды»? Тогда зачем было затевать никому не нужное «очеловечивание» ни в чём не повинной собаки?
Ах, делать Шариков ничего не умеет? Научи, прохвессор! Ах, не хочет учиться? Заставь. Дети тоже сначала не хотят учиться — а Шариков по сути своей как раз ребёнок.
В общем, история — если не вдаваться в псевдонаучный антураж — проста до банальности, и до банальности же пошла. Профессор сделал ребёнка, от воспитания которого устранился. Под поверхностным присмотром профессорова секретаря и прислуги ребёнок катится по наклонной плоскости в цепкие лапы единственного человека, которому он небезразличен — Швондера. Профессор в конце концов спохватывается — и, естественно, винит в происшедшем кого угодно кроме настоящего виновника — СЕБЯ.
Как раз серьезно.
Легко обвинять Преображенского — не смог заставить Шарикова не пить водку, не воровать. А _как_ заставить, если на любое замечание следует сперва «Уж больно вы меня притесняете!», а потом «У самих револьверы найдутся!»
Как заставить, если рядом постоянно находится некий швондер, трындящий о правах Шарикова, но вечно забывающий об обязанностях? Не только Шарикова и не только перед профессором — вообще обязанности любого человека перед обществом. Но Шариков твердо усвоил только одно — у него есть право, вынь и положь ему все на блюдце.
И вот именно поэтому безответственный болтун и сволочь именно Швондер, а не профессор. Который в итоге таки провел повторную операцию, избавил общество от паразита Шарикова и вернул милейшего пса.
И еще: сравнивать Шарикова с ребенком просто глупо. В книге абсолютно четко прописано — Шариков унаследовал личность Клима Чугункина, вора, тунеядца и алкоголика. Если учесть этот аспект, то легко понять растерянность Преображенского, когда он понял, что воскресил уголовника.
Которого перевоспитывать БЕСПОЛЕЗНО. До перековки на стройке Беломорканала большевики еще не додумались.
Отвлечёмся от медицины…
Берём мелкий эпизод: Швондер оформляет документы Шарикова. Профессору, заметим, вообще всё равно, есть у Шарикова документы или нет — при том, что в Москве 20-х совграждане просто так без документов не шастали, и Шарикова без документов достаточно быстро загребли бы для выяснения как скрывающегося от призыва дезертира и подозрительный элемент. Ну и, как минимум, ни на какую работу Шарикова без документов не приняли бы — ни в очистку, ни в ассенизацию.
Как тебе кажется, кто по уму должен был заняться этим вопросом — сволочь Швондер или симпатяжка Преображенский (который, замечу, этого самого Шарикова породил — и, значит, должен чувствовать за несчастное существо, изуродованное его экспериментом, хоть какую-то ответственность)?