Люблю я этот рассказ.
Аркадий Аверченко
Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина
Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего
подлого гнусного хозяина кровопийцы поденную плату за 9 часов работы — всего
два с полтиной!!! «Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал
Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… — И
жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые
— одна, вишь, дыра… Эх, ты жизнь наша раскаторжная!!» Зашел к знакомому
сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок.
— Есть ли на тебе крест-то? — саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своем месте, под
блузой, на волосатой груди сапожника. «Ну, вот остался у меня рупь-целковый,
— со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..» Пошел и
купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую,
полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, — так разошелся, что от
всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга
Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть
не заплакал.
— За что же, за что… — шептали его дрожащие губы. — Почему богачи и
эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме
простой очищенной, да консервов, да ветчины — света Божьего не вижу… О,
если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы
пожили по-человечески!..
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою
поденную плату за вторник: всего 2700 рублей. «Что ж я с ними сделаю», —
горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. — И подметки
к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь — смерть хочется!»
Зашел Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на
улицу с четырьмя сиротливыми сторублевками. Купил фунт полубелого хлеба,
бутылку ситро, осталось 14 целковых… Приценился к десятку папирос, плюнул
и отошел. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать… и
так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.
— Почему же, — шептали его дрожащие губы, — почему богачам все, а нам
ничего… Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и
белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит
папиросы, а я, как пес какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть
тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним все, другим — ничего?.. Эх,
Пантелей, Пантелей… Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!…..
Мы пойдём другим путём:
А. Грин, «Фанданго».
http://grinlandia.narod.ru/comp/story/fandango.htm
Не люблю Грина. Выпендрежник в розовых очках.
У Конецкого показательный эпизод описан, как Гриневский отказался марать руки о весла и балластом сидел в шлюпке…
Эээээ…
Вообще-то в «Фанданго» голодная безысходность описана намного сильнее, чем у Аверченко. Но вывод совершенно иной. Когда совсем погано — наверное, стоит читать. Или «Степного волка» Гессе.
Но каждому своё.
;-)
Юр, ну где у Аверченко голодная безысходность?
Живет человек, работает, деньги получает. Вот только жизнь стала хуже, вопреки всем обещаниям.
И оченно рассказ удачно накладывается на нонешнюю картинку…
мораль рассказа Аверченко такова: тому, кто хочет только жрать, революция не даст ничего.
а Грин… не, тут я умолкну в восхищении, ибо рассказ этот прекрасен и многослоен. Как-то в Фидо мы об этом спорили, кажется…
А что революция дала остальным?
образование, возможность социального роста, равноправие, социальные гарантии
этого хватит?
Олежек,
лозунги я сам повторять умею. Особенно насчет равноправия. А на практике?
Далеко ходить не будем, из прочувствованного на собственной шкуре. В 1979-м году матушка моя была вынуждена уволиться из ЖЭК, в которой трудилась дворником, по причине жесткого несогласия с распределением премиальных. Работали одни, а премии получали другие. После очередного собрания трудового коллектива мать увезли в больницу с инфарктом, а я чуть в детдом не улетел. В итоге мать написала заявление по собственному, чтобы не быть уволенной по статье.
Такое вот равноправие.
Дальше — больше. Комната служебная, новой работы еще нет, жилья тоже. А эту требуют освободить — немедленно! Куда — твои проблемы.
Это — социальные гарантии, в частности право на жилье.
В новой школе у меня не сложились отношения с классным руководителем, в итоге она мне при всем честном народе надрала уши и выгнала домой. А причиной было элементарное отсутствие сменной обуви. Три месяца все школы Смольнинского района Ленинграда активно спихивали в интернат для детей с умственными отклонениями. Потом взял к себе Виктор Иванович Тарабан, за что спасибо ему огромное.
Это к вопросу об образовании.
Ну и дальше ПТУ, завод… За без малого десять лет работы на передовом советском предприятии я насмотрелся столько всего, что вбитые за школьные годы басни про советское общество воспринимаю только как еще один вариант религии.
А у меня другие религиозные предпочтения.
частный случай не опровергает тенденцию.
впрочем, никто не мешает тебе тешить свои религиозные предпочтения.
Олег, а тебе никогда не приходила в голову простая мысль: если бы советское общество было так справедливо построено, как ты тут пытаешься доказать, то разве бы советский народ позволил бы в одну минуту развалить СССР?
1. я вовсе не утверждаю, что советское общество было построено справедливо на всех уровнях своей структуры.
2. справедливость и устойчивость вещи немного разные.
3. и человек, довольно высокоорганизованное существо, может помереть от каких-то простейших. сам факт его смерти ещё не говорит о превосходстве бактерий над человеком.
1. Это никак не следует из твоего первого заявления, что революция ничего не дала тем, кто хотел только жратвы. Более того, именно жратвы революция лишила практически все слои населения.
2. Справедливая система не может быть неустойчивой. Если же система находится в состоянии нестабильного равновесия, из которого ее может вывести «малейший чих» (С) ВПК, то о справедливости можно забыть.
3. Бактерии именно превосходят Homo Sapiens в плане приспособляемости к внешней среде. Вирус гриппа, например, постоянно мутирует и чхать хотел на прививки против гриппа.
1. из моего первого заявления не следует, есть ли жизнь на марсе. ну и что?
2. справедливость и устойчивость определяется разными общественными подсистемами. если понимания этого нет, то увы.
3. вид человек таки превосходит любой вид бактерий именно по приспособляемости. и в эту приспособляемость входит возможность эти бактерии прибивать, когда надо.
но да ладно, это так, к слову. как и то, к примеру, что вирусы к бактериям не относятся
1. А в рассказе Аверченко писал про Марс? Или Советы все свои обещания выполнили, но только для марсиан?
2. Справедливый социальный строй народ свалить не дал бы. А раз толпа повелась на разглагольствования ЕБН о зажравшейся партийной номенклатуре, то справедливостью там и не пахло.
3. Вид человек напрямую зависит от бактерий. Например, правильная работа желудка и кишечника.
Биология
А вирус — это совсем не бактерия. В остальном — полностью солидарен. Как всегда. (Смайлик тут должен быть)
а где это у него написано?
Навскидку не помню, надо дома собрание Конецкого перечитывать.
Я рассказ читал и раньше. У Аверченко была какая-то собственная, индивидуальная Россия. Отличная от той, что в реальном мире. Впрочем, таких писателей с индивидуальным СССР и сейчас полно.
Каждый писатель видит окружающий его мир по своему.
Аверченко, безусловно, идеализировал Россию до 1917-го года и люто ненавидел Советы. Но вот как-то я с ним все больше больше соглашаюсь…