Спасательный круг
История эта с лёгким криминальным оттенком и потому рассказывать её следует в узком кругу друзей. Но поскольку с того времени прошло уже больше четверти века и все сроки уже вышли, то поделюсь. Если что навру, то участники событий меня поправят. Из тех, кто жив, конечно…
Сперва необходимая предыстория. Ко второй половине девяностых годов мы с Владиславом Петровичем Крапивиным были в дружеских отношениях, переписывались и частенько общались по телефону – при наличии средств, конечно. Междугородняя связь тогда кусалась, а альтернативных средств голосовой связи ещё не придумали. (Это я шпильку подпустил в адрес молодёжи, которая любит порасуждать о лихих девяностых.) В одном из разговоров Владислав Петрович заговорил о парнишке из «Каравеллы», Володе Дмитриеве. Хороший человек, влюблён в паруса, но вот со здоровьем проблемы. Подробностей не знаю, врать не буду, в двух словах: про паруса можно забыть, если болезнь не вылечить. А тут выясняется, что в Екатеринбурге врачи помочь не могут. Опять же, деталей не знаю, просто факт. Кто-то посоветовал свозить Вовку в Петербург, показать в наш НИИ уха, горла, носа и речи.
Сказать легко, сделать сложнее. С помощью друзей и знакомых удалось организовать приезд отца и сына Дмитриевых в Питер, записали на приём в лорНИИ… Я в этой истории почти не участвовал, не было у меня таких связей. Да и своих проблем хватало, если честно. Зато самое непосредственное участие я принял в той истории, которую хочу поведать.
Значит, когда основная программа с медицинским уклоном была выполнена, у Дмитриевых оставалось несколько дней на осмотр города и достопримечательностей. Я тогда всех знакомых таскал на Орловский пляж, где строился фрегат «Штандарт». На память осталось несколько фотографий, одну из них сюда вставлю.
По картинке можно понять, что лето в том году выдалось нежаркое. Пока гуляли в окрестностях Смольного, выяснилось, что у Вовки дома большая коллекция различного корабельного инвентаря. И для полноты коллекции совершенно необходим настоящий спасательный круг. Такая вот мечта у человека. А где его взять, круг этот? Екатеринбург, если кто не знает, столица Урала. Там вокруг сплошные горы, а из водоёмов разве что река Исеть да пара водохранилищ.
Другое дело Питер. С одной сторона Ладога, с другой – Финский залив Балтийского моря. И по Неве постоянно ходят суда, ночью мосты для них разводят. Если где и можно раздобыть спасательный круг, то только здесь.
Стали думать. Первой мыслью было поехать на Васильевский остров, к Морскому вокзалу. Но я этот вокзал только в кино видел и понятия не имел, что и как. В конце концов, я не придумал ничего умнее, как позвонить Захару Абрамовичу Липшицу. По его собственным словам, «дважды еврей Советского Союза», давний друг Крапивина. И, что самое главное, бывший капитан дальнего плавания. Захар Абрамович быстро вник в суть дела и сказал:
– К Морскому вокзалу лучше не соваться. Там народу полно, много иностранцев. Милиция, пограничники. Лучше к Речному вокзалу съездить.
Речной вокзал до недавнего времени находился на проспекте Обуховской обороны, у Володарского моста. А это от моего дома рукой подать. Я сразу согласился, что этот вариант намного лучше. Мы договорились, что на следующий день встретимся у метро «Ломоносовская», туда же и Вовка с отцом подтянутся.
На следующий день была суббота. У меня был выходной, поэтому добычц спасательного круга мы назначили на первую половину дня. В назначенное время я подкатил к выходу «Ломоносовской», где уже ждал Захар Абрамович. Через минуту появились Дмитриевы.
До Речного вокзала мы прошлись пешком. Хоть новостройки Весёлого посёлка и не так красивы, как Эрмитаж и стрелка Васильевского острова, но всё же посмотреть было на что. Гостиница «Речная», рядом теплоходы… У Вовки глаза горели ярче Ростральных колонн.
Подошли к причалу. А там буксирчик пришвартован. Типа того, на котором моя матушка коком навигацию отплавала. У трапа мужик молодой сидит, чинит что-то. Подкатились мы к трапу, завели разговор. Мол, вот у парня мечта, нам бы круг спасательный, может, завалялся лишний…
Мужик на нас смотрит, как на идиотов:
– Да кто ж вам круг отдаст, вы что! Это ж казённое имущество! Материальная ответственность!
Что такое «материальная ответственность» я знал по личному опыту. Он, опыт, подсказывал, что есть варианты. Вот только какие?
Пока я раздумывал, Захар Абрамович взял инициативу в свои руки.
– Серёга, – шепнул он мне, – вы пока отойдите подальше и полюбуйтесь пейзажами. Я сейчас…
Мы так и сделали. Я отвёл Дмитриевых, что-то начал рассказывать про Куракину дачу и окрестности. А сам краем глаза наблюдал, как Липшиц с мужиком шепчутся. Потом Захар Абрамович подбежал к нам:
– Договорился. Только заплатить нужно.
Сумму, которую мужик запросил, я не помню, на троих вышло недорого. Скинулись, Захар Абрамович обратно к буксиру метнулся. Мужик из-под брезента достал маленький спасательный круг. Захар Абрамович тут же сунул его под куртку и рысцой подскакал к нам:
– Уходим, быстро!
Дважды повторять не пришлось. Говоря сухим языком УК РФ, было совершенно хищение государственного имущества группой лиц по предварительному сговору. Оправдывало нас только то, что преступление было совершено исключительно из благих намерений.
Когда причал и буксир исчезли из виду, Захар Абрамович остановился и протянул круг Володьке:
– Я так подумал, что большой круг в квартире ни к чему, а шлюпочный в самый раз. Он ведь тоже настоящий… Согласен?
Вместо ответа Володька крепко прижал круг к груди.
(с) 2024, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковская карта (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковская карта (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055
Ваша оценка публикации:
Метки: вспоминаю, история болезни, рассказ