Dovlatov Day
Нынче в Питере юбилей Довлатова отмечают. Торжественные мероприятия с речами и водружением памятника. Хотел было смотаться, посмотреть… Не судьба. По многолетней, с детства еще, привычке простудился. Вот тоже загадка природы: мне уже тридцать лет как не надо идти в школу, но к первому сентября обязательно умудряюсь простудиться. И не абы как, а по полной программе! С кашлем душераздирающим, Ниагарским водопадом соплей и температурой, равной крепости хорошей водки…
Впрочем, я отвлекся. День Довлатова решил отметить перечитыванием «Чемодана». Когда-то мне сказали, что мои байки напоминают довлатовский «Чемодан», а я на тот момент из Довлатова читал только его фамилию. Пришлось прочитать, чтоб не позориться перед земляком и тезкой. Сейчас перечитываю:
Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин…
Действительно, воруют. И с каждым годом все размашистей.
С мясокомбината уносят говяжьи туши. С текстильной фабрики — пряжу. С завода киноаппаратуры — линзы.
Тащат все — кафель, гипс, полиэтилен, электромоторы, болты, шурупы, радиолампы, нитки, стекла.
Зачастую все это принимает метафизический характер. Я говорю о совершенно загадочном воровстве без какой-либо разумной цели. Такое, я уверен, бывает лишь в российском государстве.
То ли умолчал Довлатов, то ли не знал, что умение утащить с родного предприятия немножко социалистической собственности было сродни спорту. Ежели бы воровство внезапно стало олимпийской дисциплиной, то у нас не было бы конкурентов. На «Ленинце» я знавал несколько мастеров международного класса. Просто для понимания опишу место действия:
Дом Советов на Московском проспекте имеет полностью закрытую конфигурацию. Пара ворот для въезда автотранспорта и десяток проходных охранялись ВОХРой, которую курировал Первый отдел. Охрана имела все полномочия, включая шмон — то есть, досмотр ручной клади. Во избежание недоразумений на проходных работали камеры хранения, куда сдавали все, что охрана считала недопустимым к проносу на территорию. Естественно, на выходе бдительные охранники следили, чтобы чего не вынесли. И не только за проходными присматривали: один умник решил нужную в домашнем хозяйстве инструментину спустить из окна. Раздобыл веревку, привязал сверток с инструментом и дружку на улице начал майна помалу. Два балбеса так увлеклись процессом, что даже не заметили, когда охранники подошли.
Казалось бы, с такими вводными условиями спереть что-то с родного «Ленинца» было невозможно. Разве что мелочевку какую-то…
Ага, щаз!
Вот, например, получил наш цех на склад ГСМ (горюче-смазочных материалов, если кто не в курсе) две новых канистры. Бензин для промывки деталей держать в чем-то надо? Надо. Однако в личном гараже новая канистра будет выглядеть намного лучше, чем на складе. Надо выносить, а как? Предпринимается классическая многоходовка: начальнику цеха ненавязчиво намекают, что шторы в кабинетах руководства и ИТР давно пора стирать. Валерию Палычу чистота штор в его кабинете была бы глубоко до фонаря, если бы не тучи пыли, взметающиеся при каждом открытии окна. Опять же, занюхивать водку пыльной шторой не комильфо. Тут же сочиняется служебная записка на имя начальника отдела охраны с просьбой разрешить старшей кладовщице Васильевой О.А. вынос штор в количестве N штук для стирки. Поскольку прачечной на «Ленинце» нет и шторы носят стирать каждый год, то служебная записка никого не удивляет и охрана дает добро. А дальше дело техники: завернуть канистры в шторы и аккуратно вынести, не грохнув железякой о вертушку.
Кто-то сейчас скажет: «Ну, со служебкой-то каждый дурак вынесет!». Спокуха, я только начал.
Юра Парфенов, о котором я уже не раз вспоминал, в какой-то период жизни увлекся горными лыжами и туризмом. Про лыжи особо рассказать нечего, а вот туризм как раз в тему. Потому как решил Юрий Викторович обзавестись рюкзаком. Да не простым, а ранцевым. На дворе был 1989-й год, большинство туристов использовало классический советский рюкзак типа «лягушка». Ранцевый рюкзак на фоне «лягушки» выглядел как мерседес последней модели на фоне ушастого «запорожца». Одна беда: в продаже их практически не было, да и стоили ранцевые по тем временам сумасшедших денег. И Юра, не мудрствуя лукаво, решил сделать рюкзак своими силами.
Где Викторович нарыл чертежи, то я не знаю. А с материалом я помогал, это факт. Из слесарей я уже удрал на склад и вписать в ведомость несколько дюралевых прутков не составляло труда. Таким же макаром раздобыли брезент и пороллон. Недели через две ударного труда Юра с гордостью представил мне шикарный ранцевый рюкзак собственного изготовления. Теперь оставалось его вынести.
Рюкзак снова был разобран на комплектующие. Брезент с пороллоном вынести не составляло труда, а вот как с каркасом быть? Дюралевые прутки длиной до метра в портмоне не спрячешь, в кармане не унесешь. Не в окно же выбрасывать…
В один дождливый питерский день Юра заявился в цех с пижонским зонтом-тростью. Ничего удивительного. Если не знать, что до этого момента Викторыч форсил с японским «автоматом». Догадались? Не? Ну, конечно же! Дюралевые прутки благополучно упаковывались в чехол трости и спокойно выносились через проходную!
Подобных историй вагон и немаленькая тележка. Жестянщик цеха 138 для дачи сделал несколько ведер, благо, материала полно. А вынести как? Ну и додумался: в центральном дворе «Ленинца» чахлый газончик с деревьями. Травка жухнуть начала раньше времени, деревья сохнуть надумали. Ну и привезли свежей удобренной землицы для подкормки растений. Жестянщик наш ведерко земли набрал, через проходную понес. На дачу, мол, огород подкормить. Два раза прокатило, на третий вахтерша застопорила. Не пускает и все тут! Мужик, недолго думая, землю на проходной из ведра вытряхнул — подавись, мол! Вахтерша от неожиданности педаль нажала, которой вертушка открывалась. И мужик ушел, помахивая цельнотянутым ведерком.
Все-таки жаль, что на Dovlatov Day не попадаю. Было бы забавно. А еще забавнее было бы с самим Сергеем Донатовичем пройтись. Чую, повеселился бы он изрядно. Особенно при виде памятника…
(с) 2016, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами и финансируется исключительно из личных средств автора. Желающие поддержать проект, помочь оплатить хостинг и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту — 2204 1201 0033 6086
Кошелек ЮMoney — 4100141159505
Ваша оценка публикации:
Метки: вспоминаю, простобайки