Практика относительности
Второй рассказ из цикла под условным названием «Митрич и его бригада». Настоятельно рекомендуется сперва прочитать рассказ «Заковыка«.
Вот ты говоришь – наука! Химия там, физика… Теории всякие. А я тебе так скажу: без практики всем вашим теориям грош цена в базарный день! Бездоказательно? Ща докажу!
Мы с моими парнями этим летом опять коттеджи строили. То есть, фундаменты и стены ставили другие, а мы с хлопцами всю внутрянку ладили – электрику, сантехнику… Ну, что я тебе рассказываю? Ты ж мою специфику не хуже меня знаешь. Вот… Аккурат в начале июня забурились мы в очередной поселок коттеджный. А поселок большой, больше полусотни домов, да еще с десяток таунхаусов. Всюду кабеля затащить, щитки установить, трубы проложить, ванны с унитазами поставить. И все это на своем горбу таскать приходится, потому как дома малоэтажные и автокраны сразу угнали на другой участок. Подсобников нам не положено, если только за свой счет нанимать. А какой дурак согласится лишних дармоедов брать?
Впрочем, со сроками нас не напрягали, так что надрываться не приходилось. Оставалось время на культурный отдых. Наш Кулибин со свалки притащил телевизор и радиолу советскую, ламповую, так что скучать не приходилось. А сам, смотрю, все за своим ноутбуком колдует чего-то. Ну, думаю, не иначе Толька опять какую-то штуковину придумал.
И точно! Выпросил Толян у меня машину на денек, привез полный багажник всякого хлама: провода медные всех калибров, железяки какие-то, трубы… И, главное, грузовую тележку где-то умыкнул.
– За каким, – спрашиваю, – бесом тебе эта тележка сдалась? Она ж низкая, колеса маленькие, по земле-то еле волочится. А в дом ее вообще не закатить, если только на руках через лестницу тащить.
– Погоди, – отвечает, – Митрич, скоро сам все увидишь.
И засел за свою алхимию. По вечерам, после работы, какие-то катушки наматывает, трубы гнет на манер бублика, пилит, сверлит!..
Где-то через неделю Толька нас всех созвал. Смотрим: стоит на земле эта тележка, только колеса с нее сняты, а под днищем насованы катушки, трансформаторы и прочая электроника с кибениматикой. И кабель силовой от тележки идет. Толян говорит:
– Вот, мужики! При помощи этой тележки работа по переноске унитазов и прочих тяжестей станет легче легкого!
Мужики загалдели, Вовчик даже попытался тележку поднять, да не тут-то было! По моим прикидкам, там одни катушки пол-центнера весили, не считая трансформаторов и электронной требухи.
– Да ты с дуба рехнулся, Толян! Твою тележку и без груза не поднять, а если еще нагрузить?!
– Просто так не поднять, это верно, – ухмыляется Толька. – А если вот так?
И тумблером – щелк!
Под тележкой что-то тихонько так загудело, по краям свет появился, как от дневной лампы. И я даже глазам своим не поверил – тележка плавно так приподнялась над землей и зависла. Чудеса, да и только!
– Никаких чудес! – заявляет наш изобретатель. – Научное явление, называется антигравитация.
И понес такую заумень, что в Академии наук не разобрали бы. Я только понял, что электричество, проходя через все эти катушки с трансформаторами, делают тележку невесомой.
Ну, мужики наши, знамо дело, требуют обмыть изобретение. Я в ответ: какая пьянка, если целый рабочий день впереди? Мужики опять галдят: мы и так работаем так, что Стаханову не снилось. А с Толькиной тележкой мы в два счета все перетаскаем.
Уговорили, черти полосатые. Выделил я из премиального фонда необходимую сумму, попутно втык дал, чтоб на закуске не экомонили, как в прошлый раз. Хлопцы быстренько поляну накрыли, разлили по стаканам. Выпили за кибернетику, за математику, за кибениматику… А больше всего пили за Толяна, за его светлую голову и золотые руки. Надумали было качать изобретателя, да я запретил. Пьяные ж все, уронят еще Кулибина нашего.
Тогда Вовчик предложил:
– А давайте Тольку на его же тележке прокатим!
Ну, как дети малые. Приволокли стул, поставили на тележку, Тольку сверху посадили. Изобретатель тумблером – щелк! Под тележкой сызнова загудело… И все. Не взлетает.
Толян с тележки спрыгнул, полез катушки свои проверять. Все цело, а не взлетает, только светит и гудит.
Толька вокруг тележки ходит, затылок в недоумении чешет. Потом с досады ка-ак пнет стул, тот с тележки в кусты улетел. И в этот же самый миг тележка плавненько так подымается…
Ну, ты понял? Не? А мы сразу допетрили, в чем загогулина. Мощности всех Толькиных катушек хватало ровно на то, чтобы поднять саму тележку. А с грузом, даже самым сопливеньким, уже не тянула. Нужно мощность установки повышать, это Толян понял еще когда стул в кусты летел. Сразу схватился за ноутбук, начал опять все пересчитывать…
Не, не вышло ничего. Толян там что-то нес про геометрическую прогрессию, а я тебе по простому скажу: чем больше нужна была подъемная мощность, тем тяжелее становилась катушка. Как ни крути, а поднять тележка могла лишь саму себя. Может, когда-нибудь и придумают новые материалы, из которых получатся легкие катушки. А покамест пришлось нам и дальше все на своем горбу таскать.
(с) 2016, Сергей Уткин.