(2018) Ассоциация НП «КОТ» (Россия)
Семейный, комедия, детский, приключения, 65 мин
Режиссер – Илья Белостоцкий.
Сценарий – Владислав Крапивин.
В ролях: Евгений Олещук, Илья Плясухин, Даша Чистякова, Мирослав Быков, Никита Смирнов, Никита Липунов, Алексей Ломакин, Алина Бабушкина, Артём Кожевников, Андрей Лауфер и другие.
«М-мэрзость!»
Коза Липа после просмотра фильма
Серёжка Волошин и его друзья решают Тольке отомстить. Но как? Почти все друзья Серёжки разъехались по лагерям и дачам, осталось всего-то пять человек. Даже четверо, потому что пятый, Джонни Воробьев, ещё даже не первоклассник. А войско ярла Самохина насчитывает шестнадцать бойцов, не считая мелюзги детсадовской. Попытка отловить Самохина без его войска закончилась плачевно – встрёпанный Толька собрал своих викингов и объявил «смертельную войну до полной победы», чтоб Серёжке и его друзьям не было нигде проходу.
Неужели теперь из-за этого мелкого рогатого скота придётся всё лето просидеть дома, не высовывая носа на улицу?
* * *
Вечером матушка приехала с дневной смены и застала меня плачущим от хохота. Вместе мы несколько раз перечитали сцену финальной битвы с войском викингов и каждый раз смеялись до слёз. Даже удивительно, что потом книга подзабылась… Впрочем, на нас столько всего свалилось в последующие годы, что удивляться особо нечему. Пересказывать не буду, все это описано в моей книге «История болезни«. Но судьба в очередной раз сделала крутой поворот и в начале девяностых я наткнулся на том из собрания сочинений Владислава Крапивина. В котором был весь цикл «Мушкетёр и фея», который начинался повестью «Бегство рогатых викингов». И мы вновь хохотали до слёз, перечитывая книжку…
Прошло ещё двадцать с лишним лет. Как-то раз в сообществе Крапивина я случайно прочитал, что готовится фильм «Бегство рогатых викингов» по одноимённой повести. Автором сценария стал сам Владислав Петрович, режиссёром – Илья Белостоцкий. Имя режиссёра мне было немного знакомо: в начале двухтысячных он снял фильм «Ешё одна сказка о Золушке», в основу которого легла сказка из повести «Журавлёнок и молнии». Фильм тот я видел и мне он не понравился. Странная попытка дотянуть любительское кино каравелловской студии FIGA до уровня профессионального кинематографа. Результат получился плачевный… Из других работ Белостоцкого можно отметить лишь работу с Грачевским в журнале «Ералаш», но это скорее минус, чем плюс.
Одним словом, я не испытывал большого оптимизма от перспективы появления нового фильма по книге Крапивина. Тем более, что хороших экранизаций до сих пор не было. Чудовищная «Легенда острова Двид», четырехсерийная преснятина «Трое с площади Карронад», разухабистая одесская отсебятина по мотивам «Болтика»… Разве что «Колыбельная для брата» не вызывает отторжения, но и она лишь слабое подобие книги. Негатива добавили и непосредственно авторы снимающегося фильма. В Интернете разгорелся очередной конфликт между автором сценария и режиссёром, в котором активное участие приняла почти вся околокрапивинская тусовка. Белостоцкий ожидаемо оказался в меньшинстве, работа над фильмом в очередной раз застопорилась и я даже начал думать, что картина в свет не выйдет вовсе. Ведь съёмки картины начинались аж в 2010-м году! Каково же было моё удивление, когда год назад я прочитал, что фильм прошёл отбор на фестиваль детских фильмов в Сан-Диего. Я искренне порадовался за Белостоцкого и потихоньку затеплилась надежда, что всё-таки получилось кино, достойное оригинала. Вот только посмотреть фильм никак не получалось: говорят, что он шёл в кинотеатрах и даже собрал три миллиона рублей, но я лично не видел ни одной афиши. На дисках «Бегство рогатых викингов» не выходило и, боюсь, вряд ли выйдет. На выручку пришёл Интернет – на днях состоялся цифровой релиз фильма и все желающие могут посмотреть «викингов» на одной из пятнадцати популярных платформ, включая iTunes и Google play. Как говорится, Яндекс в помощь.
В первые минуты просмотра впечатление складывалось довольно приятное. Довольно забавное представление главных персонажей с прикольной анимацией сразу вводит зрителя в курс дела и настраивает на нужный лад. Правда, слегка озадачивала некоторая небрежность. Почему в слове «весёлый» букву «ё» прописали, а в имени «Серёжа» – нет? И почему в титрах вместо буквы З постоянно пишут букву Э? Или это «З» у них такая? И ещё я никак не могу в толк взять: зачем Вику-Уикторию сделали каратисткой? Девочке очень хотелось показать, что она умеет? Умница Даша, возьми с полки пирожок. А теперь объясни глупому дяде, как эти твои умения вяжутся с образом Вики? И почему крутая каратистка Вика, которая регулярно демонстрирует свои боевые навыки, не могла отметелить того же Самохина, хотя бы один на один? Зачем нужно было бить Тольку ящиком, если у тебя удар поставлен? Я уже не говорю, что если в компании есть Вика-каратистка, то коза Липа там просто не нужна.
Дальше – хуже. Как я и опасался, сама затея осовременить сюжет повести, написанной в середине шестидесятых, неоправданна. Допустим, что Толька не прочитал книжку, а насмотрелся в кино про «Чёрного ярла» (кстати, на экране кадры из фильма «Викинг», если не ошибаюсь). Допустим, что у пацана снесло крышу на этой почве. Бывает. Кто-то хоббитом себя считает, кто-то готовится в Хогвартс поступать. Но вы можете себе представить современного мальчишку, который ворует старый чайник, чтобы из него сделать шлем? Лично у меня это никак в голове не укладывается. В век компьютеров и Интернета гораздо проще найти снаряжение викинга в каком-нибудь магазине для любителей косплея и ролевых игр. Даже если действие происходит не в подмосковном городке, а в Тюмени…
Ряд эпизодов вызывают недоумение, как минимум. Взять хоть ту же сцену возле кинотеатра. Самохин прижат к столбу с афишей и презрительно бросает «Четверо на одного, да?» До Джонни доходит, что Толька его даже за противника не считает и возмущённо кричит «Пятеро!» Но в кадре напротив Самохина именно четверо – один из близнецов Дориных где-то затерялся. Поколотив Тольку, компания удаляется на свою территорию, вскоре к ним приходит всё войско викингов во главе с ярлом Самохиным. Цитирую по книжке:
«Строй викингов остановился, нацелившись острием на забор.
– Ну, чего расселись, как курицы? – глухо спросил Самохин из-под шлема. – Идите, побеседуем.
– Сено к корове не ходит, – сказал Сережка.
– Трусы, – заявил Толька, презрительно глядя сквозь прорези. – Это вам не пятеро на одного.
Джонни гордо улыбнулся.»
Эта улыбка есть в фильме. Беда в том, что Джонни на заднем плане, он сидит на ветке и его улыбку особенно не разглядеть. Да и юный актёр протормозил, поздно среагировал на реплику. Получается, что он улыбнулся не на слова Самохина, а на ответ Вики «И не шестнадцать на двоих малышей». В результате потеряны обе сцены. А всех делов-то было доснять гордую улыбку Джонни крупным планом и вставить при монтаже в нужном месте… Почему этого не было сделано? Не знаю. Возможно, сказалась неопытность и невысокая квалификация режиссёра-постановщика. Только не спешите возмущаться и бросаться на защиту Белостоцкого. Вот вам другой пример:
Ещё один эпизод: тётушка разыскивает Уикторию, направляется в сарай, откуда на неё набрасывается электронный кот. Часть сцены показана с наложенным эффектом «взгляд терминатора». Это было бы смешно, если бы не одно большое «но»: кот и тётушка показаны со стороны. Получается, что каким-то образом кот видит сам себя. Но как? Или у Дориных два робокота? Эффект ради эффекта, явно придуманный уже во время монтажа отснятого материала.
Отдельно хочется сказать об игре юных актёров. Я давно уже говорил, что в России беда не только с детским кино как таковым, но и с детскими актёрскими студиями. Есть какие-то кружки, есть театры при домах творчества юных. Про жульнические курсы имени известных артистов говорить не будем – все помнят печально известную школу Натальи Крачковской, к которой сама Крачковская никакого отношения не имела. Так вот, «Бегство рогатых викингов» очередное доказательство, что детей-актёров у нас практически нет. Детишки в кадре откровенно выполняют требования режиссёра, не особенно понимая, зачем это нужно. Рискну высказать мнение, что работа в «Ералаше» сослужила Белостоцкому плохую службу. В коротеньких юмористических сюжетах от юного артиста требуется лишь показать ту или иную эмоцию. Утрированно, зачастую с жутким наигрышем, но для скетча это простительно и даже необходимо. Однако для художественного, пусть даже детского (точнее – тем более, для детского!) фильма такой подход не годится. Но Белостоцкий этого не понимает и в итоге на экране карикатуры вместо реальных ребят. Позволю себе высказать крамольную вещь: в плоских мультипликационных вставках герои Крапивина выглядят куда более настоящими, нежели во всём фильме. По этой же причине весь фильм выглядит как набор сцен, кое-как связанных между собой общим сюжетом. Поясню: представьте, что есть две сцены, вторая является прямым продолжением первой. Например, герой в первой бежит что-то важное сообщить, а во второй вбегает во двор. Теперь представьте, что в начале второй сцены герой забегает в кадр, даже не запыхавшись. Вот примерно так слеплен фильм Белостоцкого. Сцену отсняли, камеру остановили, перешли на другую точку. И начали съемку новой сцены как новый скетч «Ералаша», с нуля. Забыв всё, что было в предыдущей.
Самое печальное во всей этой истории, что фильм «Бегство рогатых викингов» успешно прокатывался на кинофестивалях, собирал какие-то награды. То есть, я рад за Белостоцкого, он мужественно дотащил проект до релиза. Меня только интересует: если «викингов», со всеми их ляпами и несостыковками, награждают призами, то остальные фильмы были ещё хуже?
P.S. Можете посчитать придиркой, но… Когда Волошин и компания поймали Самохина у кинотеатра, Толька дразнит Джонни — мол, вляпай, козявка. По тексту книги Джонни «вляпал». А в фильме бьёт Самохина ногой. На мой взгляд, выглядит этот удар подловато. Извините, если кого обидел…
Итого: Ералаш. Лучше прочитайте книжку.
(с) кадры из фильма позаимствованы с сайта «Кинопоиск»
(с) 2019, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту — 2204 1201 0033 6086
Кошелек ЮMoney — 4100141159505
PayPal — utkinserg
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.