Большой дом
(2023) Спбтвцентр (Россия)
Детектив, история, 8*40 мин.
Режиссер – Егор Кончаловский.
Сценарий – Филипп Фисенко, Мирослав Станкович, Егор Кончаловский.
В ролях: Виталий Кищенко, Борис Хвошнянский, Артур Ваха, Никита Волков, Илья Коробко, Карина Разумовская, Евгений Санников, Игорь Угаров, Сергей Шоколов, Алексей Белогорцев, Михаил Титов, Анна Королёва (II), Божена Жарина, Константин Каримов, Егор Кончаловский.
«А я неплохо выспалась под этот сериал!»
Откровения кошки Дарёны
«Сериал, очень качественный. Особенно меня впечатлило напоминание про блокадные нормы.»
Из комментариев к сериалу
«Зуммеры придумывают СССР и блокаду»
Краткое изложение сериала
1942 год, фашисты окружили Ленинград. Группа диверсантов во главе с графом Александром Строгановым готовит серию террористических актов. По плану диверсантов, несколько грузовиков, начинённых взрывчаткой, должны встать у Смольного, Большого дома, Центрального телеграфа и на мостах. В назначенный час грузовики должны взорваться и тем самым полностью парализовать сопротивление Ленинграда. Но в последний момент бригада чекистов, возглавляемая старшим лейтенантом Еремеевым, срывает коварные замыслы врага. Диверсанты уничтожены, но графу Строганову удаётся скрыться.
1965-й год. Подполковнику КГБ Михаилу Широкову сообщают, что в Ленинграде замечен его давний враг Александр Строганов по кличке Граф. Чекисты проверяют всех Строгановых, ныне проживающих в Ленинграде. Подозрение падает на киномеханика Строганова.
* * *
Честно признаюсь: я никак не ожидал, что досмотрю этот сериал до конца. Более того — после просмотра второй серии я удалил файлы с диска. Но спустя день заново скачал с торрентов и включил плеер. Зачем? Сам не знаю. Скорее всего затем, чтобы понять, как авторам сценария и режиссёру удалось сделать совершенно пресное, невзрачное кино на столь богатом материале?
Нет, я прекрасно понимаю, что сериал — типичная заказуха, призванная обелить ЧК/НКВД/КГБ. Все белые и пушистые, рыцари щита и меча, боролись с врагами нашей советской Родины. Это всё понятно, всем известно по любимым (не побоюсь этого слова) книгам и фильмам. Мы, конечно, помним и про другие «подвиги», о которых чекисты предпочитают не вспоминать, но книги и фильмы от этого менее любимыми не становятся. И у сериала «Большой дом» были все данные для того, чтобы встать в один ряд с «Противостоянием» и «ТАСС уполномочен заявить». Судите сами: детектив, основанный на реальных делах. Но — не сложилось. Почему?
На мой взгляд, причин две. Первая: абсолютное незнание бытовых реалий СССР. Люди не представляют, как жили в шестьдесят пятом, про сорок второй вообще молчу. Я уже писал об этом, но повторю: Строганов (Артур Ваха) сбегает из-под надзора чекистов и идёт в телефон-автомат. Набирает 09 (справочное), представляется военным в отставке и говорит, что у его жены больное сердце и она могла попасть в больницу. Называет ФИО, дату рождения. Ему тут же выдают адрес больницы, где есть такая пациентка.
Сценаристам даже в голову не приходит, что в справочном такой информации быть не могло. Это же просто нереально – каждый день в больницы поступали десятки людей, столько же выписывались. А в горсправке эту информацию надо было постоянно систематизировать. Просто вопрос: как? Компьютеров нет, все данные на бумажных карточках. Когда я написал в блоге про этот жирнющий ляп, мне рассказали, что в восьмидесятых годах, в Новосибирске была создана специальная справочная служба по больницам города. В Питере во второй половине восьмидесятых существовали справочные скорой помощи и ГУВД, но это были отдельные службы с семизначными номерами.
Вторая причина дополняет первую: равнодушие, нежелание представить себя на месте персонажей. И это больше всего удивляет. Егор Кончаловский регулярно вставляет кадры кинохроники блокадного Ленинграда. Заснеженные улицы, замершие трамваи и троллейбусы, замерзающие голодные люди. И тут же сцена: младшая сестрёнка главного героя идёт домой с хлебной пайкой.
Девочка входит в парадную. Вас ничего не смущает? На улице зима, страшный мороз. Отопления нет, водопровод замёрз. А в кадре чисто убранная лестница, ковровые дорожки и стены, без каких-либо признаков инея. Чего просто не может быть. И больше того: дальше в сцене, когда женщина пытается отнять хлеб у девочки, ни у кого из них не идёт пар изо рта.
Пропускаем сцену драки. Маленькая Ирка поднимается на свой этаж, заходит в квартиру.
Обратите внимание: в квартире распахнуты все двери, за исключением двери слева. По сюжету там нежилая комната. А комната, в которой живут Широковы, справа. И дверь открыта — это видно по падающему на пол свету. Вторая входная дверь тоже постоянно открыта. и это в промёрзшем насквозь доме? В комнате Широковых стоит печь-буржуйка, люди жгут книги, чтобы хоть немного согреться. И при этом держат открытыми двери, чтобы драгоценное тепло беспрепятственно уходило на лестницу?
Этот идиотизм повторяется, когда Мишка Широков приходит домой с буханкой хлеба. Обратите внимание: Ирка стоит в коридоре, двери открыты. И, вдобавок, Ирка с непокрытой головой. Люди в блокаду надевали на себя всё, что было, лишь бы согреться. Ведь голодному человеку мороз кажется намного более сильным. Но Кончаловский этого не понимает. Он просто не может или не хочет представить себя в предлагаемых обстоятельствах. А это, извините, азы актёрской и режиссёрской профессий.
Надо сказать, что Ирка Широкова не одна такая морозоустойчивая. Еремеев приходит к своему давнему осведомителю по прозвищу Пифагор (Сергей Мигицко). Судя по тому, как легко одет Пифагор, в его комнате вполне комфортная температура. Опять же, нет ни пара изо рта, ни инея на стенах, хотя я не заметил ни буржуйки, ни камина, ни обычной печки. Из обогревательных приборов разве что лампадка на буфете, но вряд ли она могла нагреть такую большую комнату с двумя окнами.
Кстати, об освещении. Во многих сценах одна и та же история: среди белого дня, когда светомаскировка поднята и помещение освещается естественным образом, в комнате горит одна или несколько керосиновых ламп. Вопрос: зачем? Керосин в городе был на вес золота, зачем же его жечь, когда в комнате и так светло?
Просто удивительно, как Кончаловский всё это прошляпил. Для сравнения рекомендую посмотреть «Мы смерти смотрели в лицо» и «Ленинградский метроном» из киноэпопеи «Блокада». Даже «Блокадный дневник» снят куда более достоверно, хотя там ляпов выше крыши Исаакия.
Итого: халтура.
Кадры из фильма.
(с) 2023, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковская карта (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковская карта (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055