(2022) Пример интонации (Россия)
фэнтези, 78 мин.
Режиссер – Александр Сокуров.
Сценарий – Александр Сокуров.
В ролях: Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Вахтанг Кучава, Александр Сагабаши, Паскаль Сливански.
«Странная сказка не для детей»
Вывод кошки Дарёны
«Сталин в тумане»
Определение Ирины Драгунской
Преддверие загробного мира, эдакий тамбур перед Вратами — точнее, гигантскими дверями, за которыми обитает некая Высшая сила. А в предбаннике ждут решения своей судьбы Иисус Христос, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини…
Бывшие вожди, генералиссимусы и национальные лидеры бесцельно мотаются по выделенной им территории, ведут ничего не значащие беседы. Всё их существование в этом мире только ради одного — дождаться решения. Согласно которому кто-то поднимется наверх, а кого-то вернут вниз.
* * *
Не могу сказать, что являюсь горячим поклонником творчества Александра Николаевича Сокурова. Что-то смотрел, что-то нравилось, что-то выключал на середине. Пожалуй, только фильм «Телец» мне хотелось бы иметь в коллекции, но не в том виде, в котором он был издан на DVD. Надеюсь, что когда-нибудь будет произведена реставрация и картина выйдет в HD качестве. Хотя фильм тяжёлый и не рассчитан на массовую аудиторию. За фильм «Читаем блокадную книгу» Александру Николаевичу низкий поклон. И ещё хочу вспомнить цикл «Петербург. Хроника разрушений», который выходил на телеканале СТО. Видео можно найти на YouTube, рекомендую.
Что же касается «Сказки»… В первую очередь удивляет визуальное решение. Сокуров решил использовать современные компьютерные технологии и взял архивные кинокадры Сталина, Гитлера etc. Фигуры были вырезаны из фона и помещены в нарисованный мир, который больше всего напоминает мультфильмы Норштейна. Приём технически интересный, но не оправдан совершенно. Судя по всему, именно использование документальных кадров стало причиной отсутствия в фильме Владимира Ленина. Как известно, вождь мирового пролетариата не любил сниматься и кадров хроники с ним крайне мало.
Кроме того, решение снимать в монохроме так же вынужденное: большинство кинохроники снималось на чёрно-белую плёнку, а колоризация дело дорогостоящее и, прямо скажем, никому не нужное (если не считать тех, кто на раскраске старых лент бюджетные деньги пилит). Но раз режиссёр решил, что на экране должны быть не загримированные актёры, а настоящие исторические личности, то нам остаётся только оценивать результат. Вынужден констатировать — несмотря на все заверения, что в фильме не использовались технологии DeepFake, в ряде кадров движения персонажей (особенно анимация лиц) выглядят неестественно. Смотришь на качающего головой Уинстона Черчилля — и снова вспоминаешь Норштейна.
Говорить об игре актёров не приходится — их нет. Есть артисты озвучания, но… Если закрыть глаза, то трудно определить кто именно сейчас говорит. Разве что по языку — все персонажи говорят на своих родных языках. Русский перевод осуществляется субтитрами, за которые хочется дать учебником русского языка по бестолковке. Ну сколько раз надо повторить, что пробел перед знаками препинания не ставится?
С визуальной частью всё более-менее понятно. А что с сюжетной? О сюжете говорить нечего, поскольку сюжета как такового нет. Есть идея, мысль. Увы, не отличающаяся оригинальностью.
То есть, битый час нам показывали клонированных компьютерной графикой вождей только ради того, чтобы сказать простую вещь: наступают времена, в которых опять востребованы тираны, узурпаторы и прочая нечисть. Что все годы, прошедшие после Второй мировой, ничему человечество не научили. Мы (люди) в который раз готовы посадить себе на шею очередного фюрера (дуче, отца народов), чтобы…
Всё это уже не раз было и в кино, и в литературе. Можно вспомнить фильм Михаила Туманишвили «Завещание Сталина». Тогда, в 1993-м, фильм подняли на смех. Мы только что прогнали коммунистов, у нас свобода и демократия. Неужели мы поверим самозванцу, назвавшего себя Сталиным? А картина оказалась пророческой. Всего два года прошло после развала СССР, а мы уже заговорили о сильном Президенте и поддержали расстрел парламента. Туманишвили показал наше будущее в жанре трагифарса.
По поводу душ: уже много лет тому назад мне посчастливилось одним из первых прочитать повесть Александра Житинского «Спросите ваши души». Не самая моя любимая вещь у Массы, честно скажу. Но эпизод с переселением души Сталина в таракана запомнился крепко. И в процессе просмотра «Сказки» мне тот усатый вспоминался постоянно. Особенно, когда сталины с гитлерами начали по экрану стайками ползать.
Общее впечатление от «Сказки»: тоска зелёная, скука смертная. Защитники Сокурова постоянно повторяют избитую фразу, что это кино не для всех. Согласен полностью и даже расширю — это кино вообще не для зрителей. Оно для режиссёра. Александр Николаевич захотел сделать такой фильм. Имеет полное право. Непонятно только, зачем было выносить результат эксперимента на публику. Вряд ли среди зрителей найдутся тысячи клонов Сокурова, которые с восторгом примут «Сказку».
Итого: скучная иллюстрация банальной мысли.
P.S. Не могу не сказать по поводу запрета фильма и отказе в выдаче прокатного удостоверения. Министерство культуры в очередной раз забыло две прописные истины. Первая: запретный плод сладок. Вторая: в наше время существует масса способов донести фильм до зрителя. Думаю, что не ошибусь, сказав, что «Сказку» после запрета посмотрели в десятки раз больше зрителей, чем если бы фильму выдали прокатное удостоверение. Так что запрет картины идиотизм в квадрате: в фильме нет ничего «такого». Но чиновники решили перестраховаться, на ровном месте создали скандал и сделали фильму бесплатную рекламу.
(с) 2023, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковская карта (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковская карта (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.