Сто лет тому вперёд
(2024) Кинокомпания Водород, Art Pictures Studio (Россия)
Фантастика, приключения, детский, семейный, 142 мин.
Режиссер – Александр Андрющенко.
Сценарий – Андрей Золотарёв, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник.
В ролях: Даша Верещагина, Марк Эйдельштейн, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Фёдор Бондарчук, Александр Петров (II), Юрий Борисов (II) и другие.
«Нормальный фильм. Не надо его сравнивать с давним советским фильмом.»
Из комментариев к фильму
«На хера я это смотрел?»
Единственный вопрос, оставшийся после просмотра
«Действительно, на хера?»
Недоумение кошки Дарёны
«2124 год. В обычной московской школе учится розововолосая Алиса Селезнёва. Она неохотно общается с одноклассниками, обучается боевым искусствам и очень скучает по маме, пропавшей в другом измерении. Жизнь девушки меняется, когда она встречает Колю Герасимова. Парень учится в той же школе, только на целый век раньше.
Переосмысление повести Кира Булычева приурочено к юбилею культового сериала «Гостья из будущего», вышедшего в 1984 году. Новый взгляд на знакомых персонажей, включая неожиданный дизайн робота Вертера, озвученного Федором Бондарчуком. Визуальная часть фильма поражает. Создателям удалось воплотить на экране футуристические города, космические корабли и неизведанные планеты. Фантастический каст: Марк Эйдельштейн, Даша Верещагина, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Александр Петров и голос Фёдора Бондарчука.» (с) рассылка Okko.
* * *
Господи, как же давно это было… Другой век, другая страна, другой мир… Просто для справки: режиссёра «нового прочтения» тогда даже в проекте не было. А ведь будто вчера мы сидели дома у Славки, я старался затащить его в игротеку Таврического сада. Славка отнекивался и предлагал остаться дома, посмотреть новый фильм «Гостья из будущего». Может, что-то интересное покажут?
— Да что там интересного могут показать? — воскликнул я. — Наверняка в программке опечатка. «Гостья из Будогощи», а не из будущего.
Переубедить Славку мне не удалось. Мы остались сидеть у телевизора, в начале пятого диктор пригласил к экранам ребят и… Мир в очередной раз сошёл с ума. Было это в марте 1985-го года, тридцать девять лет тому назад. Для тех, кто не верит: программа передач есть в Интернете, первую серию «Гостьи из будущего» впервые показали 25-го марта 1985-го года. Так что с юбилеем рекламщики Okko поспешили. Ну и, раз уж новодел заявлен как переосмысление старого многосерийного телефильма (а не сериала), то любые призывы не сравнивать эти два фильма идут на хер. А поскольку в основе сценария лежит книга Кира Булычёва, то и с книгой тоже будем сравнивать.
Кстати! Книгу я прочитал уже после просмотра «Гостьи». В библиотеке книжку на руки не давали, пришлось сидеть в читальном зале. Честно признаюсь: восторгов книжка не вызвала, но это отдельный разговор. Давайте просто припомним, как Коля оказался в будущем. У нас есть три варианта:
- По книге Коля видит, как соседа увозит «скорая», сосед передает Коле ключ от квартиры с просьбой передать ключ другу. Коля, воспользовавшись случаем, приходит в квартиру Николая Николаевича, чтобы снять мерку с фрегата. Но вместо этого суёт любопытный нос во вторую комнату, где обнаруживает машину времени.
- В телефильме Коля видит друга Фиму, который следит за таинственной незнакомкой. Женщина приводит мальчишек с старому дому, в подвале которого Коля находит машину времени.
- Коля с Фимой остаются после уроков в кабинете физики. Коля пытается стереть с доски «прощальное послание», взламывает дверь в подсобку в поисках спирта или ацетона. Вместо этого обнаруживает за картиной потайную ячейку, в которой обнаруживается некая хрень.
Вас ничего не смущает? Или в наше время в нашей стране уже считается нормальным выбить запертую дверь? И ещё вопрос: а зачем Коле нужен растворитель? Судя по надписям на доске, и объявление о классной работе, и послание Коли написаны а) одной рукой и б) одним маркером. Логично предположить, что первую надпись сделала учительница и эта надпись без проблем должна стираться простой тряпкой. То есть, никаких причины выламывать дверь и лезть в подсобку у Коли нет.
Тем не менее, Коля обнаруживает нечто, что проникает в его организм и Коля тут же перемещается на сто лет вперёд, где сразу натыкается на Алису. Если кто подзабыл: и в книге, и в телефильме Коля с Алисой не встречался до самого финала. Более того, Алиса не знала фамилии Коли (Наумов в книге, Герасимов в телефильме). Именно поэтому Алиса вместе с Юлькой Грибковой приходит в двадцатую школу и становится ученицей шестого «В» класса.
Ещё вопрос: в каком классе учатся Коля, Фима, Алиса и прочие школьники переосмысленного новодела? Как по мне, они уже в институт должны были поступить. Как ни пытались создатели выдать двадцатишестилетнюю Дашу и двадцатидвухлетнего Марка за старшеклассников, результат вышел неубедительный. Неужели у нас в стране всё настолько плохо, что на роль школьников надо брать травести? Только давайте не будем ссылаться на Янину Жеймо, которая в сорок лет играла Золушку. И про актёров из «Назад в будущее» тоже не надо вспоминать. Янину Болеславовну дети, снимавшиеся с ней в одном фильме, воспринимали как ровесницу. А почти все актёры «Назад в будущее» играли два возраста — старшеклассников из пятьдесят пятого и пятидесятилетних взрослых в восемьдесят пятом. Здесь же Алиса ростом с отца. Зачем?
Розововолосая Алиса дедуктивным методом определяет, что кучерявый чудик нарисовался из прошлого. Коля, узнав в какое время он попал, благополучно выпадает в осадок. Вместо путешествия по Москве будущего нам показывают футуристичный дизайн квартиры Селезнёвых. Куда Алиса каким-то образом доставила бессознательное тело Коли. Придя в себя, Коля видит нечто кибернетическое. Прошу знакомиться: робот Вертер с голосом Фёдора Бондарчука. Я ошибаюсь, или действительно что-то подобное когда-то мелькало в рекламе Сбербанка несколько лет назад?
Выставив Вертера, Алиса показывает Коле хреновую компьютерную графику, изображающую Москву двадцать второго века. Набив рот гамбургером с синтетическим мясом, Алиса рассказывает Коле то, что сам Коля поведал зрителям в начале фильма. Собственно, фильм и начинается с монолога Коли в промежутках между получением по морде от возмущённого Настиного бойфренда. Короче, всё сводится к простой истории с инопланетным доставщиком пиццы. Чувак зарулил не в ту звёздную систему, случайно обнаружил обитаемую планету, где мы с вами и процветаем. В это время Фима Королёв рубился в контру и в чате услышал незнакомый голос. Вот так инопланетные цивилизации узнали про Землю. А узнав, тут же завалили человечество продвинутыми технологиями, до которых нам самим ещё тысячу лет вперёд и три часа обратно… Про между прочим: вам этот четырёхрукий никого не напоминает?
Пока Коля получал по морде, стирал своё послание и выламывал дверь в подсобку, Алиса тоже без дела не сидела. Она успела нахамить учительнице в школе, потом отвлечь Вертера от работы и повоевать с голографическими пиратами. Под конец врезала по носу папеньке, некстати сунувшемуся под горячую руку. Игорь Селезнёв (Константин Хабенский) с удивлением узнаёт, что Алиса не собирается изучать космозоологию, а собирается поступить в кадетский корпус, отправиться в прошлое и найти там свою пропавшую мать. Папенька всячески старается убедить Алису, что ни в каком прошлом Кира Селезнёва не очутилась и вообще это всё фантазии. Но некстати нарисовавшийся гость из прошлого подтверждает догадку Алисы — Кира попала в прошлое. В двадцать первом веке она натурализовалась как Уткина Маргарита Степановна, учительница физики в двадцатой московской школе. Та самая учительница, которая заставила Колю оттирать доску. Не выдержав убойных доказательств, папа Игорь раскалывается и показывает Алисе письмо, которое Кира написала сто лет назад.
Пока в Москве будущего разворачивается очередная семейная драма, где-то в далёкой-предалёкой Галактике космический пират Весельчак У (Александр Петров) навещает запертого в камере космического пирата Глота (Юра Борисов). Как поведал Коля в очередном монологе, именно из-за Глота Кира угодила в прошлое. Захватив при этом шкатулку с космеоном — веществом, благодаря которому Глот мог перемещаться во времени. Весельчак У сообщает Глоту, что путём почти демократических выборов экипаж избрал его капитаном. Но есть одно «но»: он не может вступить в должность, пока жив прежний капитан. Тут же забыв про этот пункт, Весельчак предлагает Глоту придумать новую должность и дать пиратскую клятву, что никто из них не убьёт другого. После чего вместе начать поиск космеона, чтобы продолжить захватывать планеты.
Выяснив, кто есть ху, Алиса убегает рыдать в одиночестве. Папенька бросается следом, но Коля уговаривает его не ходить. После чего вместе с Вертером идут на поиски Алисы. Как только Коля и робот уходят, профессору приносят старинное бумажное письмо…
Дальнейшее действо можно пересказать так: бум, трах, шмяк, пиф-паф, ой-ой-ой, помирает профессор мой. Коля с перепугу переместил себя и подругу Алису на сто лет назад, прихватив с собой в прошлое пиратов и Вертера. Так получилось. С помощью безвременно погибшего Вертера Коля и Алиса убегают от пиратов, но при этом Коля умудряется потерять свой бейджик. Весельчак находит оставленную сценаристами хлебную крошку и идёт на поиски двадцатой школы. Коля безуспешно попытался пристроить Алису на ночлег к Фиме, но тот отказал. Поэтому приходится Герасимову сыграть роль Грибковой и отвести гостью из будущего к себе домой.
Утро начинается с зарядки. Маргарита Степановна Уткина, она же Кира Селезнёва, готовится к очередному учебному дню под новости телеканала «Россия 1». Где крупным планом показывают Весельчака У, разгромившего несколько машин. Поняв, что игры в прятки закончились, Кира вытаскивает из шкафа боевой костюм и отправляется в школу. Туда же идут Алиса, Коля и Фима, который по сценарию должен сидеть дома, рубиться в контру и принять сигнал заблудившегося курьера. Следом в школу вламывается Весельчак У. Начинается очередной сеанс рукопашного боя с применением холодного оружия и подручных предметов. Завидев любимую маменьку, Алиса тут же бросается ей на помощь. А вы что, ждали трогательной встречи, со слезами и обнимашками? Не время сейчас для телячьих нежностей, нам тут космический пират того гляди головы посшибает.
Просто для справки: фильм возрастной категории 6+.
Поняв, что просто так от Весельчака не отбиться, компания в количестве шести человек прячется в кабинете физики и пытается активировать Колю, чтобы переместиться в будущее. Но Коля не машина, просто так не заводится. Алиса находит единственно верный способ — целует Герасимова взасос. Ну, теперь хотя бы понятно, почему взяли взрослых артистов. Кира вышвыривает Весельчака в коридор, на прощание отрубив ему левую руку (6+), после чего вместе с остальными перемещается в две тысячи сто двадцать четвёртый год. Вот только Москва уже не та…
Дальше пересказывать весь этот бред не вижу смысла. Могу лишь сказать, что ни одной оригинальной сценарной идеи в фильме нет. Три сценариста не смогли придумать что-то новое и решили тупо красть из других фильмов. Письмо, доставленное через сто лет — «Назад в будущее II». Голограмма Коли и Алисы — таким же способом Шварценеггер обхитрил злодеев в «Вспомнить всё». Изменение будущего путём влияние на прошлое — опять «Назад в будущее». А не напомните, в каком фильме злодей управлял телом человека, как марионеткой? Смутно помню, что Глот не первый. Способ победы на Глотом заимствован из фильма «Патруль времени» с Жаном-Клодом ван Даммом.
По музыке тоже всё очень печально. Кроме мотивов Крылатова из «Гостьи», я узнал ещё мелодию Александра Зацепина из «Тайны третьей планеты». Визуально: очередной кинокомикс a-la Марвел, Мирамакс или кто там ещё? Буйство красок, куча спецэффектов, слоумо каждые десять минут. Бои неплохо поставлены, мечами машут лихо. Вот только никто не объяснил, почему космические пираты в двадцать втором веке вооружены мечами? Сценаристы «Крестоносцев из космоса» вспомнили? И ведь вроде всё есть, чтобы снять шикарную экранизацию любимой книги — и денег дали, и технически Голливуд уделать можем. А вышло очередное, не побоюсь этого слова, говно.
Почему?
Нет, в самом деле, почему снятый сорок лет назад телефильм с копеечным бюджетом, убогими спецэффектами, непохожими каскадёрами и кучей ляпов, помнят и любят до сих пор? И не только те, кому в 1985-м было 12-15 лет. Несмотря на всю примитивность, «Гостью» смотрят и нынешние подростки. Равно как смотрят «Приключения Электроника», дилогию «Москва-Кассиопея», «Про Красную шапочку», «Приключения Буратино»… Почему так?
На мой взгляд, ответ очевиден: дети видят своих ровесников. Когда на экране двенадцатилетний Коля (Алексей Фомкин) или Алиса (Наталья Гусева, на момент съёмок ей было десять лет), ты понимаешь, что мог бы оказаться на их месте. Зрителю легко представить себя в предлагаемых обстоятельствах, поверить в происходящее в фильме. А что увидели подростки в новом переосмыслении? Кривляющихся, словно на детском утреннике в дрянном театре, дяденек и тётенек. Рекламу Сбера, Газпрома и прочих спонсоров. Бесконечные драки и полное отсутствие хоть какого-то смысла. Только не спешите возмущаться, сперва ответьте на такой вопрос:
почему альтернативная Москва превратилась в отстой? Уж не потому ли, что Фима не остался дома и не принял сигнал четырёхрукого неудачника? Получается, что мы сами ни на что не способны, кроме как превратить свою планету в гигантскую помойку? Опять же, давайте сравним, что увидел Коля в будущем:
- В книге Коля увидел электронную газету и умные часы, повстречал инопланетян, увидел, как растут бублики без мака и как строят дома, попробовал мангодыню, прокатился на автобусе, который никуда не идёт, полетал на флипе и побывал на космодроме. Встреча с пиратами, поездка в космозо (так в книге) и история с миелофоном, само собой.
- В фильме впечатлений было поменьше: встреча с Вертером, пирожное из автомата, автобус, флип, космопорт, пираты, Космозоо (уже с двумя «о» в конце), миелофон.
- Спустя полвека Коля ограничился посещением дома Селезнёвых, встречей с Вертером и поеданием веганского гамбургера.
Даже с учётом архаичности книжного описания и примитивности картинки в телефильме, первые два варианта намного интереснее. Опять же, и в книге Булычёва, и в фильме Арсенова подразумевается, что Россию будущего построили мы сами. Помните, в финале «Гостьи» Алиса говорит:
«Боря станет знаменитым художником. Его выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе, на Венере. Мила станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей Галактики. Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир. Садовский станет обыкновенным инженером и изобретет самую обыкновенную машину времени. Лена Домбазова станет киноактрисой. О ней будут писать стихи. А стихи будет писать Коля Герасимов. Ты, Фима, станешь известным путешественником…»
А что в новоделе? Ничего. Прилетели волшебники в разноцветных летающих тарелках, привезли всякого инопланетного. И никого не колышет, кем станут Фима, Коля, Витя, Настя… Даже Алиса не собирается заниматься наукой. Поэтому посвящение в конце новодела выглядит просто издевательством над памятью писателя.
Итого: я думал, что снять кино хуже «Острова ржавого генерала» не получится. Но они смогли.
(с) 2024, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Банковскую карту (Т-банк) — 2200701315902566 (по группам 2200 7013 1590 2566)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055
Ваша оценка публикации:
Метки: Алиса Селезнева, кино, рецензия