Categories: О фильмах

Противостояние

(2024) ПМ Продакшен, ЛУНАПАРК (Россия)

Детектив, экранизация, 8*56 мин.

Режиссер – Тимур Алпатов.

Сценарий – Алексей Мельников, Николай Попов.

В ролях: Владимир Вдовиченков, Алексей Гуськов, Сергей Газаров, Карина Андоленко, Елена Оболенская, Игорь Хрипунов, Хельга Филиппова и другие.

«Вот она какая полная хрень. Разочарование в Гуськове и Вдовиченкове.»
Из комментариев к фильму

«К счастью, Юлиан Семёнов не дожил.»
Облегчение Дона Альда

«Кажется, я это уже где-то видела…»
Недоумение кошки Дарёны

«Полковник Костенко и его новый помощник, молодой лейтенант Тадава, командируются в Магадан для расследования необычного убийства. Почерк преступника выводит их на аналогичный случай, имевший место в конце Великой Отечественной войны. Чтобы вычислить опасного рецидивиста, следователям не остаётся ничего другого, кроме как попытаться нащупать связь событий и отыскать следы его преступлений одновременно в прошлом и настоящем.» (с) Кинопоиск

Сразу скажу, что я даже не подозревал о готовящемся выходе ремейка «Противостояния». То ли пропустил новость, то ли благополучно забыл. Не суть. Главное, что я был очень удивлён, когда на одном популярном торрент-трекере увидел раздачу с первыми сериями нового сериала. Ничего хорошего от Первого канала я давно не жду, но скачал. Лучше один раз самому увидеть, чем читать в сети восторженные вопли проплаченных критиков и горе-патриотов, готовых восхвалять любое дерьмо, если на нём стоит лейбл «Сделано в России». С другой стороны: поскольку в основу сериала лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова, то оставалась слабая надежда, что Эрнсту и компании не удастся полностью изгадить книгу.

Но они смогли.

Ещё одно важное примечание: я не только смотрел фильм Семёна Арановича, но и прочитал книгу. Правда, спустя много лет после выхода телефильма. В советские времена книжку невозможно было купить в магазине или взять в библиотеке. После развала СССР, когда издатели получили полную свободу (сейчас это слово стало подзабываться), книги Семёнова издавались бешеными тиражами. Но меня тогда увлекала совсем другая литература, поэтому знакомство с творчеством Юлиана Семёновича пришлось отложить. Только в две тысячи пятом году я, наконец, прочитал цикл книг о Всеволоде Владимирове, он же Исаев, он же Штирлиц. После чего взялся за Костенко. Конечно, читая «Противостояние», я постоянно сравнивал книгу и фильм Семёна Арановича. В чём-то фильм даже лучше первоисточника, но несомненно книга более полно раскрывает образ Кротова, содержит больше деталей расследования. Я бы сказал, что книга прекрасно дополняет фильм, если не учитывать разные финалы. Но об этом позже.

Теперь давайте попробуем разобраться, что не так с новым сериалом и почему. С первых же минут в кадре таксист и его пассажир, под бодрый мотив советского ремейка известного хита таксист и его подельница убивают пассажира Мишу. Никакой интриги, сразу ясно, кто здесь кто. Старшее поколение, смотревшее фильм Арановича и/или читавшее книгу, сразу понимают, что это таксист — это предатель Кротов, пассажир — Михаил Горчаков (в книге Минчаков, в фильме 1985-го года — Гончаков) а женщина — Анна Петрова. Молодёжь просто увидит преступника, за которым будут гоняться милиционеры. Типичный ход для подавляющего большинства современных теледетективов, Зачем нужно было начинать с этой сцены? Режиссёр действительно считает, что так привлечёт зрителя? Тогда у меня для него плохие новости. Зрителю интереснее догадываться вместе с сыщиком, угадать преступника раньше, чем на него укажет следователь. Вот Владимир Фокин, снимавший «ТАСС уполномочен заявить», это понимал и потому актёр Борис Клюев в титрах не значился вплоть до пятой (!) серии. И появился он там как эпизодник. А тут с первой же серии в титрах «Кротов — Гуськов». Ещё Вдовиченков, играющий Костенко, не знает фамилии таксиста, а зрителю уже все секреты разболтали.

К слову, об актёрах. Если Вдовиченкова в роли Костенко ещё можно принять (он ничем не хуже Ланового и Басилашвили), то Гуськов в роли Кротова выглядит беспомощно. И тут даже дело не в Андрее Болтневе, который гениально сыграл Кротова в фильме Арановича. Дело в том, что Семёнов прописал совершенно другой типаж, другой характер. «Гриша — сыч! Ружьё да лодка — вот все его подруги!» Озлобленный, с кучей детских комплексов, но при этом очень расчётливый и осторожный — недаром Костенко называет его зверем. Волк-одиночка, чувствующий опасность за версту. В Кротове давно уже ничего человеческого не осталось и Болтнев сыграл этот образ филигранно. А Гуськов… Одно слово — Гуськов.

Ладно, едем дальше. Некий клоун с металлоискателем, который неожиданно оказывается профессором Крабовским (в книге он только м.н.с.) даёт интервью симпатичной журналистке (я правильно понимаю, что это Кира Королёва?), после чего показывает металлоискатель в действии и находит пустую консервную банку. А рядом с банкой, под еловыми лапами, обнаруживается мешок с человеческими останками. Полковник Костенко получает приказ вылететь в Магадан. Далее следует сцена прощания с женой, в ходе которой зритель узнаёт, что супруги Костенко решили развестись. Полнейшая отсебятина сценаристов, которая нужна только для хронометража — в восьмой серии они про развод забудут.

Распрощавшись с женой, Костенко знакомится с новым напарником — младшим лейтенантом Константином Тадава. Даже Аранович не позволял себе такой вольности по отношению к персонажу. В фильме Ревазу слегка изменили фамилию — Кардава. Но имя, звание и национальность оставили прежние. Здесь же Костик Тадава оказывается москвичом, а фамилия всего лишь дань памяти дедушке. Всё это Костик рассказывает уже в самолёте, поскольку летит вместе с Костенко. Вот только на кой хрен он сдался в Магадане, совершенно непонятно. Разве что получить выволочку от Костенко в присутствии местных милиционеров, понятых и подозреваемого Загибалова. Если бы нечто подобное произошло в реальности, Тадава мог и должен был подать рапорт вышестоящему руководству о ненадлежащем поведении Костенко. Уж на что Глеб Егорыч Жеглов не отличался тактичностью, но и он Шарапову ценные указания давал на кухне, один на один.

Обыск у Загибалова оборачивается побегом подозреваемого. Костенко бежит следом, за ним выбегает Жуков. Как заправский робин гуд, Жуков первым же выстрелом (а предупредительный в воздух?) укладывает и Костенко, и Загибалова. Костенко просто от звука повалился, Загибалов получил пулю в ногу. Опять сплошная отсебятина сценаристов, которая не только гробит весь сюжет, но и образ Григория Загибалова. С чего бы ему бегать, если он прекрасно знает, что за ним ничего нет? Да, бабу свою побил, Спиридона из дома выгнал. Но криминала в этом нет, потому и бояться нечего. Зачем же вешать себе срок за нападение на милиционера и попытку бегства? Очередная глупость сценаристов, не более того.

Тадава, поняв свою бесполезность, улетает в Москву, чтобы уточнить детали внезапно всплывшего в памяти архивного дела. Перед этим эксперты устанавливают, что потерпевший был убит примерно две недели назад. Когда я это услышал, заматерился так, что кошка Дашка проснулась. Обычно она под российские сериалы дрыхнет без задних лап. Если вы подзабыли, то я напомню: от момента убийства Мини Минчакова до обнаружения его останков прошло около полугода. Это один из ключевых моментов сюжета, который сценаристы Первого канала просто спускают в канализацию. В книге у Кротова было полно времени в запасе, чтобы неспешно объездить всю свою родню и изъять свои фотографии, стереть все свидетельства существования Николая Ивановича Кротова. И подготовить варианты ухода за границу. В сериале же Кротов действует в режиме постоянного цейтнота. Зачем? Не знаю. Видимо, продюсеры не хотели ждать полгода, чтобы снять позднюю осень в Магадане. Может, морозов испугались?

В Москве Тадава расспрашивает персонажа, которого не было в книге, о событиях 1945-го года. Тем временем в Магадане обнаруживается живой и здоровый Спиридон Калинович Дерябин, за убийство которого посадили Загибалова. По книге именно во время допроса Дерябина пришла телефонограмма с результатами дактилоскопии. Но сценаристы лёгких путей не ищут. Они приписывают папашу, который ведёт сына на охоту. Увидев медведя, папаша двумя выстрелами убивает зверя и начинает разделывать тушу. В желудке косолапого обнаруживается полупереваренная человеческая кисть с ещё одной татуировкой. Дерябин рассказывает, как завис в аэропорту из-за нелётной погоды и как гулял. «Я ж там целую роту напоил!» Правда, за столом почему-то только Миша Горчаков и сам Спиридон, да и пьяными их назвать трудно. Если есть желание, просто сравните две сцены пьянки Дерябина — из фильма Арановича и из сериала. По сюжету из-за погоды отменены все рейсы, в здании аэровокзала полно народу. А в кадре буквально несколько человек. Такое впечатление, что продюсеры пожмотничали потратиться на массовку.

И это косяки только одной серии. Детально расписывать оставшиеся семь я не буду, отмечу самые запомнившиеся ляпы и отсебятину.

При обыске комнаты Милинко, Костенко вытаскивает из-под ножки стола сложенную бумажку. Разворачивает, рассматривает, передаёт Жукову: «пусть эксперты проверят на пальцы». И чьи пальцы обнаружат эксперты? Правильно, Жукова и Костенко. Потому что перчатки оба не надели.

Кротов покупает в кассе в порту билет «на круиз до Стамбула». То есть, вот так просто любой советский гражданин мог купить билет на круизный теплоход, который идёт в капстрану? Без предъявления советского загранпаспорта? Свежо предание, да верится с трудом.

Петрова случайно обнаруживает Гришин тайник, в котором находит два паспорта

Миллениалы не поймут, в чём тут ляп реквизиторов. А разгадка простая: в советском паспорте образца 1974 года было три страницы для фотографий — в возрасте 16, 25 и 45 лет. Милинко/Кротов родился в 1925-м году, когда ввели новые паспорта, ему было за пятьдесят. То есть, должна быть вклеена только одна фотография на третьей странице. Если бы Кротов предъявил паспорт, какой показан в сериале, реальному милиционеру в реальном СССР, он тут же загремел бы в милицию за использование фальшивого документа.

Поняв, что Гриша может прихватить золото и слинять без неё, Петрова отоваривает милого друга булыжником по хребту. Затем садится в машину и едет в Сухуми, но на дороге неожиданно возникает недобитый Кротов. После недолгого выяснения отношений, Кротов случайно (!) сбрасывает Анну с моста. Поняв, что любимая померла, он расчленяет тело. Очередной сеанс отсебятины от дуэта Мельников-Попов, благодаря которому Кротов выглядит Гуськовым — слизняком и соплежуем.

Ещё один ляпсус от миллениалов: дочка Костенко из Москвы звонит папеньке в Сухуми. То есть, звонок междугородний. А в кадре обычный телефон-автомат, висящий в здании какого-то вуза. Молодняк не знает, а вот старшее поколение прекрасно помнит, что позвонить по межгороду можно было только из переговорного пункта почтового отделения. Стоимость одной минуты междугороднего разговора была 15 копеек. Если кто-то думает, что это папенька дочке позвонил, вынужден его огорчить: в этих телефонах не было возможности принимать входящие звонки. Кроме того, в сериале однозначно дочка звонит отцу.

Чудо с металлоискателем приглашают приехать в Сухуми, чтобы оно помогло найти любимый топорик Кротова. Очередная бессмысленная отсебятина.

Допрос Елены Тимофеевны Кротовой, вдовы дяди Николая Кротова. Здесь идиотизм сценаристов просто зашкаливает. Во-первых, по версии Мельникова и Попова, к Елене Тимофеевне Кротов пришёл именно как Николай Кротов. Чего книжный Кротов не делал и не сделал бы никогда. Все действия Кротова направлены на то, чтобы никто не знал его в лицо, ради этого он уничтожает все свои фотографии. А тут приходит и говорит, что он — Коля Кротов?! Столько лет скрываться под чужим именем, чтобы в одну секунду подставиться — ради чего? Ради золота? Но, если Елена его сдаст, то никакое золото его уже не спасёт. Кротов корыстен, но не до такой степени, чтобы рисковать собственной шкурой. Это он усвоил ещё в Германии, когда его заложила фрау Пикеданц.

Второй момент: Кротова заявила, что Коля в первый раз к ней приехал пять лет назад и регулярно к ней наведывался. Минуточку, но совсем недавно в Магадане все знакомые Милинко утверждали, что на большую землю он не ездил много лет! «Патриот родного края», как сказал Костенко. Мельников с Поповым свой собственный сценарий не читали, что ли?

Несмотря на то, что сериал растянули на восемь серий, из него исчезло несколько ключевых персонажей: Львов, первый муж Анны Петровой (в фильме Арановича роль сыграл Сергей Бехтерев). Именно Львов опознал Анну по родинке на груди. Бывший напарник Кротова Эрнест Лебедев (Владимир Головин). Про тётку Петровой (Галина Макарова) только говорят, но в кадре её нет, вместе с ней пропал капитан Уразбаев (Талгат Нигматуллин). Полностью выброшена сцена, где Кротов с командой расстреливают немцев, отказавшихся покинуть свой город. Несколько извиняет авторов тот факт, что они показали, как в 1945-м Кротов заявился к матери Милинко и попытался убить её. Но в целом впечатление от сериала удручающее. Кроме того, просто ужасный подбор актёров. Почему Хрипунова взяли на роль Горчакова? По книге он красивый мужик, только ростом не вышел. А тут вылитый Кощей Бессмертный. Дора по прозвищу Бульдозер — она огромная, как говорит Диана Журавлёва. А в сериале Дора ниже Горчакова.

Итого: дерьмо. Лучше прочитать книгу или посмотреть старый фильм.

(с) 2024, Сергей Уткин.

Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:

Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Банковскую карту (Т-банк) — 2200701315902566 (по группам 2200 7013 1590 2566)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055

Don_Ald

Родился, еще не женился, пока не помер.

Recent Posts

Опять сказки про жизнь обычных людей в СССР

В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…

1 час ago

Опять сказки про жизнь обычных людей в СССР

В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…

1 час ago

Двадцать лет тому назад

Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…

13 часов ago

Двадцать лет тому назад

Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…

14 часов ago

Анекдот ложь, да в нём намёк

Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…

22 часа ago

This website uses cookies.