Огниво
(2024) Россия 1, СТВ, Глобус-фильм (Россия)
Сказка, приключения, семейный, 106 мин.
Режиссер – Александр Войтинский.
Сценарий – Алексей Мельников, Николай Попов.
В ролях: Роман Евдокимов, Антонина Бойко, Виталий Хаев, Ирина Старшенбаум, Михаил Трухин, Ян Цапник, Юрий Кузнецов, Сергей Марин, Ольга Зайковская, Ирина Горбачёва, Анатолий Кондюбов и другие.
«Ходили всей семьей в кино шесть раз. Думали, кино так себе, а, оказалось, хороший, добрый фильм. Всем залом плакали и смеялись, в конце все пели. Ещё пойдём.
Или то был «Чебурашка»… Или то была «Щука»… Или «Конёк»… Или «Бременские мутанты»… Да какая разница.»
Из комментариев к фильму
«Не знаю, чем они вдохновлялись, но точно не сказкой Андерсена»
Заключение Дона Альда
«Они принцессу в честь меня назвали?»
Наивный вопрос кошки Дарёны
Ветер по морю гуляет, да кораблик подгоняет. Разыгралось море сине, треск идёт по древесине. На носу царь Берендей ждёт, как лета соловей встречи с дочкой и женою. Ведь привёз им царь с собою не игрушку, не подушку, не неведому зверушку, а заморского кудесника, безымянного чудесника. Тот кудесник не Мерлин, не Гендальф, он не машет волшебною палочкой, а читает из книги заклятия, что должны исцелить дочку Дашеньку — от рожденья слепую принцессочку…
Жаль, что я не обладаю хотя бы толикой таланта Леонида Каганова, моих способностей хватило только на первый абзац. Дальше буду прозой.
Итак, в некотором царстве, Берендеевом государстве, живёт принцесса Даша лет эдак тринадцати. Родилась Даша слепой, поэтому папенька Бередней пустился в путешествовать по миру в поисках лекарства для дочки. А пока царь-батюшка в заграничных турне дипломатию разводит, Дашеньку обучает боевым искусствам местный сэнсей Фома. И всё было бы замечательно, если бы братья-мошенники Лиходей и Балалай не затеяли сгубить царя — направить корабль на скалы, чтобы потом забрать царёву добычу. Но план едва не сорвался из-за некстати нарисовавшегося Фомы. Вырубив солдата, Лиходей зажигает фальшивые огни и корабль Берендея разбивается о камни. Вот только вместо ожидаемого богатства в обломках находят ещё живого волшебника. Который очень боится, что волшебная книга попадёт не в те руки. «Как же, как раз в те!», ухмыляется Лиходей. С помозью заклинания Лиходей заставляет царицу Настасью назначить себя новым царём, едва очухавшегося Фому обращает в ворона, а принцессу Дашеньку наподобие джина запихивает в огниво, которое Балалай спёр у волшебника. И совсем пропала бы принцесса, да выручил её ворон Фома — влетел в светлицу царскую, подхватил огниво, каркнул «Невермор» и в окно вылетел. Так и спас бы принцессу, да Балалай выстрелом огниво выбил. Упало огниво с Дашей на самое дно самого глубокого колодца в глухом лесу…
Долго ли, коротко ли сказка сказывалась, а на экране появился новый персонаж — Иван, младший брат Фомы. Ванька, в отличие от Фомы, Родине служить не захотел, сбежал в город, да там проигрался в пух и прах, за что ему грозит долговая яма. Приехал Ванька домой, а дома его и повязали. Да только Ванёк стражника в карты обыграл, форму его себе забрал да и был таков. Покатился как колобок — от стражников ушёл, с войны сбежал, от взрыва ядра в колодец свалился. Да так удачно, что прямо на огниво, в котором Даша заточена была.
И такая дребедень не целый день, но больше полутора часов. Первый вопрос, который у меня возник во время просмотра данного фильма: а причём вообще здесь Андерсен? От старой сказки осталось только огниво, про которое сценаристы почти не вспоминают. Я за свою жизнь видел множество экранизаций «Огнива», почти всегда это были вариации на тему Андерсена, но ключевой сюжет оставался неизменным: солдат шёл с войны, встречал ведьму, которая просила его спуститься в колодец — пещеру с тремя собаками, охранявшими несметные богатства. Ведьма говорила, что золото и серебро солдат может взять себе, а ей нужно только огниво. У Андерсена солдат не отдал ведьме огниво, в экранизациях обычно ведьма обманывает солдата, но тот побеждает колдунью. После чего идёт в город, там влюбляется в принцессу, которую он пытается завоевать при помощи денег и волшебного огнива. В конце концов солдат женится на принцессе. Знакомо? Конечно, если вы смотрели фильм Кошеверовой «Старая, старая сказка» с Олегом Далем и Мариной Неёловой.
Так вот, ничего из выше описанного в новом «Огниве» нет. Никакой любви между Иваном и принцессой быть не может — надеюсь, не надо объяснять, почему. Сам Иван персонаж далеко не положительный: ворует, обманывает. Он и в поход за волшебными чернилами и пером для волшебной книги вызвался идти лишь потому, что угодил в тюрьму. Лучше уж на механической лошади в в подземелье к Гурам, чем в темницу Лиходееву.
По сценарию могу скзать лишь одно: опять шитое белыми нитками лоскутное одеяло из натыренных сюжетных линий. Обучение принцессы боевым искусствам — «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром. Путешествие Берендея — «Аленький цветочек». Превращение Фомы в ворона — такая же история случилась с принцем Матеушем из «Академии пана Кляксы». Иван попадает в прошлое и не даёт Лиходею зажечь фальшивые огни — «Назад в будущее». Кстати, с этим эпизодом связан громадный сценарный ляп: как Даша могла вспомнить Ивана, если прошлое изменилось? Лиходей не стал царём, не заточил Дашу в огниво и никаких путешествий с Иваном не было. Так отчего принцесса бросается на шею Ивану? Весь финал фильма натянут, как несчастная сова на земной шар.
Опять же, огниво. Во-первых, что мешало волшебнику спасти, корабль, царя и самого себя? Что мешало воспользоваться огнивом или заклинанием из книги, чтобы утихомирить шторм и спокойно причалить к берегу? И даже после крушения, пока он валялся под обломками, у него была куча времени, чтобы повернуть историю вспять.
Наверняка сейчас опять кто-то скажет, что нечего придираться к сказке. Но у любой сказки есть свои законы, своя логика, иначе пропадает весь интерес. Вспомните хоть «Сказку про Федота-стрельца» Леонида Филатова: Тит Кузьмич и Фрол Фомич выполняют все приказания Маруси, кроме одного — добыть «то, чего на белом свете вообще не может быть». Они бессильны, не имея конкретного описания задачи. «Нам бы схемку иль чертёж»… Вот чего проще было автору заставить персонажей бодро отрапортовать «Есть!» и к утру То-чего-не-может-быть уже сидело бы на крыльце. Но логика сказки требует отправить Федота в дальний путь, а заодно даёт возможность царю посвататься к Марусе.
По режиссуре сказать ничего не могу. Из работ Войтинского я смотрел только второй сезон сериала «Метод» (который лучше бы не снимали), типа фантастическую «Чёрную молнию» (фигня на рыбьем жире) и сказку «По щучьему велению», сценарий к которой писал тот же Архипов. Как и в «Огниве», вместо старой любимой сказки намолотили винегрет из обрывков сюжета. В итоге «По щучьему велению» я даже досматривать не стал. «Огниво» местами перематывал, только чтобы общий смысл понять.
По игре артистов вывод тот же, что и с «Чебурашкой»: люди деньги зарабатывают, им не до пустяков. Настя Бойко — Даша… Старательно пучит глазки, изображая слепую. Судя по всему, с настоящими слепыми девочка не общалась. На массовые сцены смотреть больно, массовке плохо объяснили что не нужно делать. Кстати! Я так и не понял: если Берендеево царство на территории Руси (имена, деревянные здания a-la Кижи и прочие атрибуты), то почему простолюдины одеты в одежду, больше похожую на заграницу? Ещё вопрос: а к чему в фильме звучит «Последняя поэма»? Кто и с кем прощается? В это время Иван с Дашей едут на механической лошади и баллада Рабиндраната Тагора в этой сцене не пришей механической кобыле хвост.
Последний вопрос: о чём этот фильм? Он точно не о любви. Возможно, он о дружбе, но… Взрослый мужик и тринадцатилетняя девочка? Иван часом не пишет под псевдонимом Гумберт Гумберт?
Итого: очередное фуфло, в котором от старой сказки только название. Забавно, что в титрах всё же упомянули Ханса-Кристиана Андерсена, а Кинопоиск даже вписал сказочника в авторы сценария.
(с) 2024, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами. Желающие поддержать проект и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту (ЮMoney) — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Банковскую карту (Сбер) — 2202206717793074 (по группам 2202 2067 1779 3074)
Банковскую карту (Т-банк) — 2200701315902566 (по группам 2200 7013 1590 2566)
Кошелек ЮMoney — 41001411595055