(2013) студия «ТРИТЭ» (Россия)
Биография, спорт, драма, 134 мин
Режиссер – Николай Лебедев
Сценарий – Михаил Местецкий, Николай Куликов, Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Роман Мадянов и другие.
«Он не знал своего величия»
(Анатолий Тарасов,
из книги «Настоящие мужчины хоккея»)
— У вас идет фильм про Харламова?
— Нет, у нас только «Легенда номер семнадцать».
(диалог с сотрудницей кинотеатра)
Харламов Валерий Борисович. 1948–1981 гг. Заслуженный мастер спорта.
В 1967–1981 гг. играл в ЦСКА. Чемпион СССР 1968, 1970–1973, 1975, 1977–1981 гг. Лучший хоккеист сезонов 1971–1972 (вместе с А.Мальцевым) и 1972–1973 гг.
Чемпион мира 1969–1971, 1973–1975, 1978, 1979 гг. Чемпион Европы 1969, 1970, 1973–1975, 1978, 1979 гг. Олимпийский чемпион 1972, 1976 гг. Признан лучшим нападающим чемпионата мира 1976 г.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета».
(здесь и далее жирным шрифтом выделены цитаты из книги
Анатолия Владимировича Тарасова «Настоящие мужчины хоккея»)
Впрочем, это уже не первый художественный фильм о легенде советского хоккея. В 2008-м году, при содействии мэрии Москвы, был снят фильм «Валерий Харламов. Дополнительное время». С точки зрения художественного восприятия фильм получился очень и очень средненький, в первую очередь из-за откровенно дебильного сценария. Но вот в плане биографичности картина получилась на высоте, чего нельзя сказать о «Легенде №17». Если коротко: в угоду зрелищности переврали почти все. А что не переврали, то просто не сочли нужным упоминать.
Вместе с детством легендописатели выкинули на фиг и первую встречу Харламова с Анатолием Тарасовым. Допускаю, что позднее великий тренер эту встречу и не вспомнил. Но Харламов-то помнил! О чем и в своей книге «Три начала» рассказывал:
«В тот день случился эпизод, который я запомнил на всю жизнь.
Я нарушил правила, столкнувшись с уже мощным в ту пору Лапиным, меня посадили на скамью штрафников, я был огорчен, мне было стыдно, что подвел товарищей. И вдруг ко мне подошел Анатолий Владимирович Тарасов и сказал: «Молодец, что не испугался. Спасибо за мужество. Никогда никого не бойся!»
Я был обрадован, горд, восхищен. Сам знаменитый, легендарный Тарасов, несравненный маг хоккея, заметил меня, похвалил за смелость!
Для четырнадцатилетнего мальчишки, увлеченного хоккеем, похвала Тарасова была не просто высшей оценкой, но максимально возможной наградой. И вполне понятно, что его напутствие — «Никого не бойся!» стало для меня высшим заветом: подростки особенно восприимчивы, и тем более внимательны и старательны они, если обращается к ним их кумир»
Кстати! Когда смотрел «Легенду», у меня сложилось впечатление, что Тарасов отсылает юнца Харламова просто так, чтобы под ногами не мешался. Отправили – забыли. И вот это уже самое натуральное вранье:
«Должен сказать, что талант Валерия раскрылся для всех нас не сразу. Даже в молодежной команде ЦСКА Харламов хотя и выделялся, но первым не был – кое-кто из его партнеров казался многим в общем-то поперспективнее. Вот тогда-то и приняли мы, тренеры, рискованное, но, как оказалось впоследствии, оправданное решение – дабы мог Валерий развить в себе игровую самостоятельность, усовершенствоваться в обводке, разучить новые финты и опробовать их на реальных соперниках, мы предложили Харламову сезон поиграть в Чебаркуле в одной из наших армейских команд среднего класса.
Разумеется, отправив его туда, я, не скрою, волновался, хотя знал, что Харламов попал в хорошие руки справедливого наставника Владимира Альфера. Периодически мне докладывали, как у Валерия в новой и взрослой компании идут дела: замечаний нет… играет самоотверженно… в мастерстве прибавляет (а я разработал для Харламова индивидуальный план) день ото дня. Из Чебаркуля мне много раз сообщали, что стадион, вмещающий около восьми тысяч зрителей, в дни матчей всегда переполнен – все идут на хоккей и «на Харламова», желая видеть его мастерство и боевитость.»
«Вы должны создать ему условия для ежедневных трехразовых тренировок. В календарных встречах Валерий должен проводить не менее семидесяти процентов времени на льду независимо от того, как складывается игра.»
Если бы Тарасов увидел персонажа, которого изобразил Роман Мадянов, вряд ли бы он назвал этого полоумного хорошим наставником. И уж точно не доверил бы судьбу молодого хоккеиста тренеру, выпустившему вожжи из рук. Да и Альфер, получив указания Тарасова, вряд ли рассчитывал, что Харламов останется в «Звезде» надолго. Потому ревнивые взгляды Мадянова на Меньшикова выглядят по меньшей мере нелепо.
Как бы то ни было, а Харламов возвращается в Москву и плотно садится на скамейку. Ровно до тех пор, пока Тарасов не выпускает его вместе с Фирсовым и Викуловым. И, согласно «Легенде», тут же блеснул…
И снова вранье, вранье, вранье. Первая игра была не со «Спартаком», а с «Сибирью» из Новосибирска. Которой ЦСКА наклепал 11 шайб. Харламов, если не ошибаюсь, тогда не забил. С Фирсовым в том матче Валерий не играл, поскольку именно его и заменил, играя в тройке с Викуловым и Полупановым.
Дальше — больше. По фильму выходит, что Харламов опять отсидел задницу на скамейке, пока Тарасов не выпустил легендарное звено Михайлов — Петров — Харламов. И, конечно же, тройка сразу показала высший класс мастерства. Но жизнь — не кино. Первый матч в новом составе звено Петрова сыграло невыразительно, да и ЦСКА в той игре уступил «Торпедо». А все потому, что хоккей не красивая сказочка в стиле «Улицы Сезам» и звено вот так, по мановению тренерского свистка, не создается. Вновь процитирую самого Харламова:
Именно Володя и Борис сделали меня Харламовым, ибо они дополняют меня во всем. Когда я попал в тройку, у меня, по существу, был только один козырь — неплохая и, как говорили тренеры, нестандартная обводка. Всему остальному предстояло учиться — игре в обороне, добиванию шайбы, нацеленности на ворота.»
«Валерий Харламов не знал своего величия! Вернее – не хотел знать. Не хотел ничем выделяться среди товарищей-партнеров – даже от капитанской повязки, а мы, и тренеры и игроки, предлагали ее ему не раз, отказывался.»
Глядя на Харламова мз «Легенды», никогда бы не подумал. Лебедев и компания выпятили Харламова, раздули его как какой-то мыльный пузырь тщеславия. Не побрезговали даже приписать Харламову чужие заслуги: по «Легенде» именно Харламов отдает голевую передачу Александру Якушеву, забившему седьмую шайбу в ворота сборной звезд НХЛ. Тем самым сценаристы обокрали Владимира Шадрина.
«К сожалению, обо всем этом приходится говорить в прошедшем времени.»
Очевидно, что российское кино возвращается к жанру псевдо-биографических сказок. Люди постарше (я в том числе) могут вспомнить классические образцы таких кинолент – «Рассказы о Ленине» и «Падение Берлина». Из современных больше всего подходят уже упомянутый телесериал «Чкалов» и восторженно принятый массовым зрителем «Высоцкий. Спасибо, что живой». Теперь вот и «Легенда №17» случилась. По велению Владимира Путина, героем следующей легенды назначен Лев Иванович Яшин.
Если же забыть, что «Легенда №17» фильм биографический и даже исторический, то все становится на свои места.
Вот только на главный вопрос фильм так и не дал ответа: почему Харламов стал легендой? Как написал на одном форуме какой-то подросток «матч закончился со счетом 7-3, Харлампиев забил две шайбы. Он легенда, а остальные пять шайб забивали рядовые хоккеисты?»
Итого: зрелищное вранье, которое почему-то называют фильмом про Харламова. С таким же успехом главного героя могли звать Фродо, тренера Гендальфом, а вместо кольца нужно забросить шайбу.
(с) кадры из фильма позаимствованы с сайта «Кинопоиск»
(с) 2021, Сергей Уткин.
Проект “Don-Ald.ru” не спонсируется Госдепом, Кремлем или масонами и финансируется исключительно из личных средств автора. Желающие поддержать проект, помочь оплатить хостинг и вдохновить автора на новые творческие свершения, могут перевести деньги на:
Банковскую карту — 2204120100336086 (по группам 2204 1201 0033 6086)
Кошелек ЮMoney — 4100141159505
PayPal — utkinserg
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.
View Comments
Автор - молодец. Недавно просмотрел фильмец - развесистая клюква. Никакого воспитания патриотизма не усмотрел: по-прежнему подгаживают на советское время, из хоккеиста, человека команды делают индивидуалиста, Меньшиков-Тарасов больше похож на садиста, чем на тренера. Не может такой тренер быть педагогом, воспитывающий чемпионов. По крайней мере, доводилось общаться с тренерами по другим "мужским" видам спорта, воспитанники которых были чемпионами Европы - никаких истерик, надрывных криво, хамства и садизма по отношении к ученикам. Не показана тройка - а именно вместе забивали голы, показан только один Харламов. Судя по его автобиографическим заметкам, он, увидев бы свой образ, явно бы оскорбился за себя и за своих товарищей по команде и тренеров. Какая-то нелепость- шаманящий Тарасов. Канадцы - где нашли таких бандерлогов. Мечта советского хоккеиста - съездить в Токио и сыграть с канадцами. Политбюро и руководство федерации дает установку на достойный проигрыш и далее на ничью. В победу своей команды не верит. Полный бред сивой кобылы. Впрочем, для планктона вполне пойдет, который после такого фильма, конечно, пойдет погрустит, что в офисах да за прилавками магазинов и сервис-центров время проводит, да пивка дернет под футбольный матч.
Есть мудрый и проверенный временем библейский принцип - судите по плодам.
Достаточно посмотреть, какие плоды принес этот замечательный фильм (и я не о сборах сейчас, а совсем о другом - о том, что семьями смотрят, что молодежь прониклась самой идеей спорта ради патриотизма, что колоссальный всплеск интереса к хоккею, историям хоккеистов!)
Плоды добрые - значит, дерево доброе.
Но увы, вы и вам подобные почему то хотите опошлить эти чудесные результаты, вам зачем то нужно заронить зерна сомнения в душах тех, кто испытал чувство катарсиса на просмотре фильма - мол, вранье это все. Зачем это вам?!
Это художественный (!) фильм, обратите на это внимание, автор сего пасквиля. Посмотрите определение жанра байопика. Узнайте, что в нем допустимо и даже обязательно не вранье, а доля художественного вымысла. И если благодаря этой доле вымысла удалось за 2 часа показать почти все легендарные события жизни этого человека-легенды, то какая разница, в каком году он реально женился, когда ему аплодировали вражеские трибуны, когда его травмировали и т.п.?! Если все это реально БЫЛО.
Люди все это погуглят и посмотрят (что уже и делают многие тысячи).
Да, не было корриды - так фильм подарил нам блестящую метафору. Не было сцены с Брежневым - тут промах создателей, зря это, но при чем тут журналистское образование режиссера?!
Не стал режиссер вносить в фильм те исторические сюжеты, что любы лично вам? Разве это причина пошло переходить на личности?
Вряд ди Иисус, читая Нагорную проповедь, подразумевал под плодами сбор бабла. И, если уж говорить библейскими аналогиями, авторы "Легенды №17" более всего схожи с лже-пророками, приходящих к людям в овечьих одеждах, а по сути являющимися волками хищными. Какими бы благими намерениями не прикрывались лжецы, чьи бы имена не приплетали, как бы не кричали о патриотизме и любви к Отечеству - в помыслах их только жажда наживы.
И не стоит ждать иных плодов - не растет на терновнике виноград.
>киношный Харламов рвет жилы только ради одной цели - надрать задницу канадцам
Так он по фильму думал, что с канадцами играть точно не будет.
По фильму получается, что Харламов в 1972-м году достиг вершины своего мастерства, вершины своей славы. Спрашивается, зачем человек играл еще девять лет?
А зачем задавать такие вопросы? Это же демагогия чистой воды. Здравый смысл же очевиден.
Или рассказ в соответствии с хронологией, и тогда это или документалистика, или художественный сериал.
Или фильм, но тогда он не м.б. успешен без художественного вымысла.
Демагогия - оправдывать вранье благими намерениями и художественным вымыслом.
Ну ему же интересно было. Он ж говорил "Иногда кажется, что мне кроме хоккея в этой жизни больше ничего не надо".
А другим, стало быть, неинтересно?