Я уже публиковал фрагмент этой статьи. Но, поразмыслив, решил выложить текст целиком. Во-первых, чтобы не было ощущения выдранного из контекста куска. Но, главное, чтобы вы могли ощутить всю прелесть изложения. А заодно понять, какие книги, по мнению авторов статьи, были нужны советским детям. Особенно порадовала лихой вираж: сперва авторы сетуют на отсутствие хорошей приключенческой книги, а затем ругают произведения Георгия Матвеева.
В Ленинграде, на набережной Кутузова, близ Литейного моста стоят рядом три особняка. В доме №4 находится Ленинградское отделение Союза советских писателей. Дом 6 предоставлен Ленинградскому отделению Государственного издательства детской литературы. Дом №8 занят Ленинградским научно-исследовательским институтом педагогики Академии педагогических наук РСФСР.
Писатели, педагоги, издатели,— казалось бы, нет более благоприятного соседства для дружной совместной работы, для создания хороших детских книг.
Партия придает громадное значение детской литературе, как могучему средству коммунистического воспитания подрастающего поколения. В своем приветствии XI съезду ВЛКСМ Центральный Комитет партии призывал воспитывать «бесстрашных. бодрых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, готовых преодолевать любые трудности бойцов за свободу и честь нашей Родины, за дело партии Ленина — Сталина, за победу коммунизма».
Осуществлять эту благородную задачу во многом должны люди, которым доверено создание литературы для советских детей. Как же осуществляет эту задачу Ленинградское отделение Детгиза?
Тематический план издательства предусматривает в нынешнем году выпуск около 80 названий. Это немалая доля в работе всего Детгиза. Однако тематический план далеко не отражает богатства советской действительности. В нем много случайного; не чувствуется ясной к твердой линия в подборе тем и сюжетов для книг. Тематический план напоминает сводку авторских заявок и переходящих из года в год авторских обязательств по договорам.
Разумеется, при составлении плана нужно учитывать замыслы писателей, поэтов, художников, но прямая обязанность издательства— направлять их творческую деятельность на создание книг, повествующих о большом дне Советской страны.
Совершенно недопустимо, что в нынешнем году Лендетгиз выпускает всего две книги о сталинском плане преобразования природы, о великих стройках коммунизма — «Волго-Дон» Б. Кежуна и переиздание книги К. Меркульевой «Обновленная земля». Обе книги к тому же предназначены для малышей. О детях среднего и старшего возраста издательство не позаботилось, успокаивая себя тем, что подобного рода книги для них запланированы на будущий год.
Судя по всему, юные читатели не получат в нынешнем году долгожданной школьной повести, хорошей приключенческой, научно-фантастической книги.
Почему это происходит? Разве мало в Ленинграде талантливых писателей, способных создавать хорошие, нужные, интересные произведения для детей? К сожалению, многие из них забыли дорогу в особняк на набережной Кутузова. II повинно в этом прежде всего издательство, не умеющее работать с авторами, оттолкнувшее писателей бюрократический методами руководства.
От многих писателей Ленинграда можно услышать одно и то же заявление:
— Отбили у меня желание печататься в Лендетгизе!
Писатели сетуют на то, что при работе над рукописью многие работники издательства не считаются с творческой индивидуальностью автора и, возомнив себя непогрешимыми судьями в решении вопросов стиля и литературной манеры писателя, своей редакторской властью переделывают все на свой лад. Во многих книгах можно скорее узнать стиль редактора, а не писателя. Вот я выходят порою в свет книги, как две капли воды, похожие одна на другую.
Решение творческих вопросов административным путем особенно укоренилось при бывшем главном редакторе Лендетгиза т. Шиллегодском, возглавляющем теперь Дом детской книги. Ему нельзя отказать в знании особенностей детской литературы, но сплошь и рядом его суждения отличаются крайней схоластичностью и формализмом. При нем имели хождение такие, например, откровения: «У этого писателя фраза построена спиралью, а у того — треугольником». Такого рода формалистические «спирали» вряд ли могут содействовать плодотворной работе с авторами…
Потеряв связь со многими писателями Ленинграда, способными создавать хорошие детские книги, издательство поневоле вынуждено бывает прибегать к услугам авторов, явно не подготовленных для интересного, умного и содержательного разговора с детьми.
Массу времени и немало денег потратило издательство на сложные взаимоотношения с такими авторами, как Г. Матвеев. С ним заключали соглашения, ему выплачивались авансы, а в тех случаях, когда работа у него не клеилась, издательство устанавливало для него странную поощрительную систему, выплачивая Г. Матвееву своеобразную ежемесячную «пенсию» в 2.500 — 3.000 рублей. Выданные ему по договорам 11.250 рублей однажды были широким жестом списаны в убыток. В конечном счете рукописи этого автора оказывались негодными, а вышедшие ранее книги — «Зеленая цепочка», «Тайная схватка», «Новый сорт»— были осуждены за ложную занимательность в духе пошлого детектива, за обеднение образов советских людей.
Подобная неразборчивость в выборе авторов приводит к тому, что случайные заявки из года в год сохраняются в тематическом плане: издательство стремится спасти деньги, выданные раньше по договорам. Иные книги размером по четыре— пять печатных листов пишутся годами и до сих пор не представлены.
Легкость заключения договоров и получения авансов в Лендетгизе позволила некоторым авторам рассматривать издательство, как своего рода «кассу взаимопомощи». Так, например, писатель В. Лифшиц как-то перед отъездом на отдых заключил своеобразный «летний» договор на книжку «Рыбаки». Рукописи В. Лифшиц не представил, договор пришлось расторгнуть. Через год с ним снова заключают договор на книжку «Корабли-герои». И снова он рукописи не представляет.
В результате таких провалов в выполнении плана к концу года или квартала в издательстве начинаются спешка, штурмовщина, совершенно недопустимые в таком ответственном деле. как создание полноценных книг для детей.
Нетребовательность в работе «маститых» авторов, порою излишне торопливых и плодовитых, способствует появлению таких, например, строк в книжке И. Карнауховой «Радуга-дуга»:
Т ара-тара-тара-ра!
Как из каждого двора
Выезжают трактора.
Очень жаль, что такие «тара-трактора» могут выезжать со двора Лендетгиза.
Конечно, в активе издательства есть немало хороших книг, заслуживших горячую признательность юных читателей. В числе удачных книг, вышедших за последнее время.— «Александр Матросов» П. Журбы, «За страну изобилия» К. Меркульевой, «Самое главное» А. Еромицкого, «Преобразователь природы» В. Лебедева, «Повесть о дружных» И. Карнауховой, «Руда» А. Бармина. «Пламя гнева» Э. Выгодской, сборник подлинных рассказов белорусских детей о борьбе партизан и другие книги.
Хорошую инициативу проявило издательство, создав при Доме детской книги объединение молодых авторов. В большинстве своем это люди, идущие в литературу со знанием жизни, с запасом живых наблюдений, почерпнутых в практической работе у станка, на производстве, в школе. О юных ремесленниках-судостроителях пишет книгу Б. Трифонов, который был преподавателем ремесленного училища. Молодой писатель В. Цепелев, в недавнем прошлом пионервожатый, работает над книгой «В лагере».
«Объединение молодых» — важное, полезное начинание, но, к сожалению, работа этого объединения проходит замкнуто, в отрыве от писательской общественности Ленинграда.
В деятельности Лендетгиза вообще не чувствуется влияния Ленинградского отделения Союза советских писателей. Секция детской литературы не поднимает больших вопросов, связанных с созданием новых хороших книг, не пользуется авторитетом у руководителей Лендетгиза. А детским писателям есть о чем поговорить с работниками издательства. Они жалуются на разногласия с редакторами в оценке роли сюжета в детских книгах, о характере приключенческой литературы, о многих других вопросах, одинаково важных для писателей и издателей.
К сюжетам приключенческим работники издательства, кстати сказать, настроены весьма неблагосклонно. Когда писатель Л. Успенский в одном из эпизодов своего нового романа решил показать борьбу советских людей с агентами иностранных разведок, тот же Шиллегодский заявил ему:
— Зачем вам напускать грязных лягушек детектива в прекрасное озеро литературы, которое вы создали своими руками?
Однако это не помешало издательству пустить в «прекрасное озеро литературы» таких лягушек, как уже упоминавшиеся нами бесталанные книжки Г. Матвеева.
Вопросы детской литературы совершенно выпали из сферы внимания ленинградских критиков я редакции журнала «Звезда».
Большую роль в творческом сближении издательских работников с писателями мог бы сыграть редакционный совет Лендетгиза, в который входит ряд видных авторов, педагогов, ученых. Но редакционный совет существует, главным образом, на бумаге; с начала года состоялось. Всего два заседания.
Еще хуже связано издательство со своим ближайшим соседом — Институтом педагогики. Хотя двери особняков разделяет расстояние всего лишь в десять— пятнадцать метров, соседи общаются очень редко. А ведь так естественно — работать рука об руку педагогам, писателям, издателям детской книги! Может быть, их разобщенность и привела к тому, что Дом детской книги, занимающий два первых этажа в здании Лендетгиза не стал еще настоящей творческой лабораторией детских писателей.
Стоят рядом три особняка в Ленинграде. и особняком держатся их обитатели, которые должны сообща, в тесном содружестве решать вопросы детской литературы.
Советская действительность дает неисчерпаемое богатство тем для создания замечательных детских книг. Из окон всех трех особняков открывается широкая невская панорама. Отсюда видны прославленные заводы, где люди борются за технический прогресс, строят самые совершенные в мире турбины и генераторы, создают замечательные станки и невиданные машины. Но до сих пор нет книг о выдающихся ленинградских новаторах, о величии города-героя, города-труженика, о славной истории Ленинграда, где гением Ленина и Сталина была открыта новая эра в истории человечества.
В Ленинграде есть все возможности создавать для детей прекрасные книги. Нужно только проявить подлинную заинтересованность и деловитость, объединить усилия талантливых писателей, ученых, бывалых людей. Ленинградское отделение Детгиза обязано это сделать.
Е. КРИГЕР.
К. СУХИН.
(с) Известия 1951-211 (10669)_08.09.1951
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.