Решил вытащить из архива еще одну статью. Написана она аж в 2006-м году, когда Фукусима Стакановна Матвиенко начала крестовый поход против ларьков и торговых павильонов. Поводом для уничтожения точек мелкорозничной торговли стала борьба с террористической угрозой — дескать, любой мудак нехороший человек может подойти к ларьку, бросить в рядом стоящую мусорную урну стотыщпятьсот тонн в тротилловом эквиваленте и взорвать питерское метро к едреней матвиене. Ежу было ясно, что борьба с терроризмом лишь предлог, а истинная причина совершенно иная. Уже тогда, в 2006-м, открыто говорилось, что снос ларьков и павильонов пролоббировали владельцы трех крупных торговых сетей. Конечно, городские власти все эти обвинения гневно отметали, но со временем в Санкт-Петербурге установилась монополия, благодаря которой стало возможно диктовать горожанам цены на продукты — ведь конкурентов нет. И если бы речь шла только о ценах! Но обнаглевшие сетевики, накручивая ценник, одновременно понижают качество товаров! Думаю, не надо напоминать о серии скандалов с «Пятерочкой», когда покупателям всучивали откровенную тухлятину. Сейчас в «Полушке» нашли массу нарушений.
Очевидно, что дальше ситуация будет только ухудшаться. Поэтому вновь заговорили о возвращении ларьков и павильонов. Только, наверное, было бы проще не давать их сносить. Ведь сколько судеб человеческих переломала проплаченная сетевиками дурь бывшей губернаторши… О чем я, собственно, и писал в 2006-м году.
Питерская погода склонна к измене, словно сердце красавицы из популярной арии – дождик может хлынуть в любой момент, вопреки предсказаниям синоптиков. И хорошо, если есть зонт. А если нет? Тогда бежишь под спасительный козырек на остановке… Которого нет. А ведь павильон на остановке это не только место, где можно укрыться от проливного дождя, палящего солнца или снежной метели. Это еще и магазин, которых с каждым днем становится все меньше.
За последние лет пятнадцать все мы привыкли покупать что-то в павильонах и ларьках по дороге домой или на работу. Пусть при этом нещадно ругаем ларечников по делу и без дела, но все равно покупаем. Потому что до ближайшего супермаркета далеко и нужно делать здоровенный крюк. Потому что в ларьках цены порой ниже, хотя есть риск приобрести просроченные или испорченные продукты. А если внезапно нагрянули гости? Или в предновогодней суете забыли купить хлеб и мандарины? Или жарким летним днем захотелось пить и нужно просто купить бутылку воды? Всегда выручал ларек.
А если взглянуть чуть пошире? Каждый павильон, каждый ларек это рабочее место как минимум для двух продавцов. Пусть с жуткими условиями – летом продавец изнывает от жары, зимой мерзнет, несмотря на постоянно работающую печку. Пусть с удобствами у черта на куличках или в ближайших кустах. Но это работа, это деньги, которые некий частный предприниматель вложил в свой небольшой бизнес.
Сейчас, когда вся страна наблюдает за развитием скандала в Бутово, проблемы питерских предпринимателей, рискнувших вложить деньги в покупку торговой точки у метро или в остановочном павильоне, как-то исчезли из поля зрения питерских СМИ. Надоело, видать. Или повода информационного нет – в предверии саммита губернатор с инспекционными визитами не ездит, торговые зоны снести не велит и глав районных администраций во фрунт не строит. Поэтому остановочные павильоны режут на металлолом без лишней шумихи. Потом, когда-нибудь, поставят стеклянное чудо дизайнерской мысли. А до той поры пассажиры подождут свой троллейбус под открытым небом – тем более, что губернатор самолично пообещала наладить систему общественного транспорта и троллейбусы будут ходить с интервалом в десять минут. Обещанного, правда, три года ждут, но это уже мелочи жизни.
Но если стеклянный гробик со скамеечкой когда-нибудь, но поставят, то каким образом город собирается компенсировать предпринимателю потерю торговой площади лично мне неизвестно. Зато на память приходит весьма нашумевшая история с торговыми павильонами на Московской площади. Если кто подзабыл: лет десять назад возле станции метро «Московская», по распоряжению Владимира Яковлева снесли старые уродливые ларьки и воздвигли красивые торговые павильоны. Затем торговые площади в павильонах по какой-то сложной схеме продавали и перепродавали, с правом аренды и субаренды. А пару лет назад уже новым градоначальником было принято решение эти павильоны снести. Шуму было много – владельцы магазинов всячески сопротивлялись и привлекали к себе внимание. Поэтому сперва павильоны обнесли бетонным забором, потом сломали. А виновными объявили некую компанию, которая не продлила договор на аренду земли. А раз город в этом безусловно скорбном факте не виноват, то и компенсацию требовать надо с той самой нехорошей компании.
Воодушевившись успехом, тут же власти города выдали новое распоряжение – в целях борьбы с терроризмом убрать все торговые точки от станций метро. И по всему городу молниеносно ликвидировали рынки, ларьки и павильоны – опять без предоставления новых торговых площадей. Теперь взялись за павильоны на остановках.
Идиотизм данного решения понятен всем, кроме городских властей. Лишив город сотен точек мелкорозничной продажи, создали армию безработных, а заодно лишили городской бюджет некоторой суммы невыплаченных налогов – возможно, не самой большой, но постоянной. Об интересах покупателей, к коим относимся практически все мы, говорить не будем.
Но самое смешное во всей этой истории: в середине июня в Законодательное собрание Петербурга был внесен проект закона о поддержке и стимулировании малого бизнеса. Без комментариев.
(с) 2006, Сергей Уткин.
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
В ленте попалась ссылка на очередную развесистую клюкву про сладкую жизнь в великом и могучем.…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Лет двадцать назад. Лето. Пошёл в магазин на Народную, тогда ещё "Полушка" работала. В кармане…
Читаю объяснения различных специалистов-экономистов, почему в России жратва дорожает. Невольно вспоминается очень старый анекдот: Украинец…
This website uses cookies.